г. Москва |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А40-263023/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 10.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" - Моисеева С.В. (представителя по доверенности от 01.01.2021),
от Государственной жилищной инспекции города Москвы - Долговой А.Е. (представителя по доверенности от 12.08.2022),
рассмотрев 02.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на постановление от 14.06.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-263023/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (далее - ООО "ПИК-Комфорт", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - инспекция) от 16.09.2021 N РЛСВ-01330/1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить данное постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, пояснил в отношении многоквартирного дома (ЖК), что тепловая энергия не производится внутри объекта, а поступает по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения для дальнейшего распределения с помощью теплообменников, согласно пункту 5.1 проектной документации ЖК теплоснабжение проектируемого объекта осуществляется от наружных сетей теплоснабжающей организации. Пунктом 5.4 установлено, что присоединение системы отопления к наружным сетям выполнено по независимой схеме через разборный пластинчатый теплообменник. Расчетная температура теплоносителя во внутреннем контуре принята 60/80 С. Температура подающего теплоносителя меняется в автоматической режиме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в представленных возражениях (приобщены к материалам дела в качестве отзыва на жалобу), отвечая на вопросы, пояснил, что, как установил суд первой инстанции, теплоноситель (горячая вода) поставляется в МКД ПАО "МОЭК" по тепловым сетям ПАО "МОЭК", температура поступающего теплоносителя составляет примерно 60 С.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как установили арбитражные суды, инспекция выдала обществу предписание от 16.09.2021 N РЛ-СВ-01330/1, которым указала в срок до 13.12.2021 привести расчет платы, а также корректировку размера платы за услугу "отопление" за 2020 год по многоквартирному дому по адресу: улица Сельскохозяйственная, д. 35 (далее также - МКД), в соответствие с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Не согласившись с инспекцией, общество оспорило данное предписание в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.
МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее также - ИТП) и общедомовым прибором учета тепловой энергии, ведущим совокупный учет тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения (подогрев), что подтверждается актом от 30.10.2019 N 376 осмотра узла учета (ОДУУ) тепловой энергии и теплоносителя у потребителя. Квартира N 750 оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по квартире N 750 производится с ноября 2020 г.
ИТП по условиям договора управления от 07.10.2020 N 586/55 входит в состав общего имущества собственников помещений МКД и находится в эксплуатационной ответственности общества как управляющей организации.
Поскольку сведения о фактических объемах потребления тепловой энергии за 2019 г. как по общедомовому прибору учета, так и по индивидуальным приборам учета отсутствовали, расчет платы за отопление жителям МКД в 2020 году производился по нормативу расхода тепловой энергии, составляющему 0,016 Гкал на 1 кв. м. Согласно предоставленным единым платежным документам по квартире 750, начисление платы за отопление в 2020 г. производилось исходя из норматива потребления, составляющего 0,016 Гкал на 1 кв. м.
После наработки показаний тепловой энергии расчет производится согласно показаниям общедомового прибора учета по среднемесячному потреблению и поскольку не все индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установленные в жилых помещениях, в установленном порядке введены в эксплуатацию, расчет платы за отопление производится по формуле 18 Приложения N 2 к Правилам, исходя из среднемесячного объема расхода коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год.
Согласно предоставленным единым платежным документам по квартире начисление платы за отопление в 2021 г. производилось: в январе-марте 2021 г. - исходя из норматива потребления, составляющего 0,016 Гкал на 1 кв. м.; в апреле 2021 г. - исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, составляющего 0,00999 Гкал на 1 кв. м.; также в апреле 2021 г. произведена корректировка платы за отопление за период с октября 2021 г. по март 2021 г. Размер компенсации по квартире 750 составил "- 3877,21" руб.
Согласно письму общества за N ЭЦЗ-вх-2705/21 от 19.08.2021 начисление паты за отопление производилось в соответствии с пунктом 54 Правил, поскольку МКД оборудован ИТП и общедомовым прибором учета тепловой энергии, входящим в состав общего имущества МКД. Корректировка размера платы за отопление произведена по формуле 18(3) приложения N 2 к Правилам.
При этом общество исходило из децентрализованной системы отопления и горячего водоснабжения в МКД с учетом приведенных положений пунктов 40, 54 Правил в указанной редакции.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, между ООО "ПИК-Комфорт" и ПАО МОЭК заключен договор теплоснабжения от 01.10.2018 N 03.211202-ТЭ и дополнительное соглашение к этому договору от 02.09.2020, согласно которым точкой поставки является наружная стена ИТП N 03-07-406.
При этом приложением N 3 к дополнительному соглашению от 02.09.2020 к договору теплоснабжения от 01.10.2018 N 03.211202-ТЭ утверждены суммарные расчетные тепловые нагрузки по видам теплопотребления и другие технические характеристики подаваемой ПАО МОЭК тепловой энергии (измеряемой в Гкал).
Также в соответствии с предоставленным актом раздела балансовой принадлежности тепловых сетей тепловые сети (тепловой ввод) от врезки в камере в т. 21 до камеры к 53, от камеры к 53 до наружной стены ИТП N 03-07-406, расположенного в здании по адресу: ул. Сельскохозяйственная, д. 35 принадлежат ПАО "МОЭК" и эксплуатируется ПАО "МОЭК". Тепловая энергия для отопления и горячего водоснабжения с использованием теплоносителя поставляется в МКД по сетям, принадлежащим ПАО "МОЭК" до ИТП, расположенного в МКД.
С учетом этого суд согласился с доводами инспекции о том, что в данном случае нельзя говорить об отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения и о децентрализованной системе отопления и горячего водоснабжения и пришел к выводу об обоснованности оспариваемого предписания инспекции, установив также, что оно выдано уполномоченным должностным лицом инспекции в пределах его компетенции, содержит характеристику допущенных нарушений и требование об устранение нарушений законодательства, отвечает требованию реальной исполнимости способами, не противоречащими закону.
Дополнительно суд учел введение в действие абзаца четвертого пункта 40 Правил (с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта "д" пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232"), разрешающее разночтения в применении норм Правил, касающихся использования ИТП: потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием индивидуальных тепловых пунктов, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
При этом суд также принял во внимание, что поставка тепловой энергии в МКД производилась и производится ПАО "МОЭК" в МКД, в котором используется инженерное оборудование, входящее в состав общего имущества МКД, что и после внесения изменений в действующее законодательство. В связи с тем, что инженерные сети и оборудование не менялось после внесения изменений в Правила, положения пункта 54 Правил по вопросу самостоятельного приготовления тепловой энергии, как признал суд первой инстанции, не применимы в данном случае, ранее выданное предписание подлежит исполнению в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества, апелляционный суд, исходил из того, что теплоснабжение многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 35 не является централизованным, поскольку коммунальная услуга по отоплению производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома - в МКД поставляется теплоноситель, который используется для нагрева горячей воды, системы отопления дома и системы вентиляции, пришел к выводу о том, что общество в первом квартале 2021 года произвело корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" за 2020 год, что отражено в платежных документах за апрель 2021 года. Проведение корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" за 2020 год в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295, законом не предусмотрено.
Между тем в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 40 Правил в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 184 было предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно абзацу второму того же пункта Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил.
В редакции, действовавшей до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295, пункт 40 Правил содержал абзац третий, который предусматривал, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил.
Абзац первый пункт 54 Правил в редакции, действовавшей до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295, устанавливал, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно абзацу четвертому пункта 54 Правил в той же редакции при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам.
При этом пункт 2 Правил содержит следующие понятия:
"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, как признал суд первой инстанции, не имелось оснований для выводов об отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в отношении МКД и о самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Ссылка общества на пункт 2 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, который определяет индивидуальный тепловой пункт как комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения, сама по себе не опровергает выводы суда первой инстанции.
В силу пункта 42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуального (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии за предыдущий год.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Вопреки мнению общества, выводы суда первой инстанции основаны на установленных по делу обстоятельствах с учетом ранее действовавших норм законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел при разрешении настоящего спора смысл и значение изменений, внесенных в положения пунктов 40, 54 Правил Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 после принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 31.05.2021 N 24-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской".
Также принимаются во внимание сами правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в этом Постановлении.
При этом, как установил суд первой инстанции, действия общества заключались в том, что после наработки показаний тепловой энергии расчет производился согласно показаниям общедомового прибора учета по среднемесячному потреблению и поскольку не все индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установленные в жилых помещениях, в установленном порядке введены в эксплуатацию, и расчет платы за отопление производился, исходя из среднемесячного объема расхода коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год.
Выводы суд первой инстанции являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам, оснований для отмены решения у апелляционного суда отсутствовали.
В связи с этим обжалуемое постановление апелляционного суда на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А40-263023/2021 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2022 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Вопреки мнению общества, выводы суда первой инстанции основаны на установленных по делу обстоятельствах с учетом ранее действовавших норм законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел при разрешении настоящего спора смысл и значение изменений, внесенных в положения пунктов 40, 54 Правил Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 после принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 31.05.2021 N 24-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф05-24331/22 по делу N А40-263023/2021