г. Москва |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А41-15486/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В. Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Жилстрой": не явился, извещен,
от Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии: не явился, извещен,
Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Жилстрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А41-15486/2022
по заявлению закрытого акционерного общества "Жилстрой"
к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области
об оспаривании отказа в регистрационных действиях
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Жилстрой" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области (далее - заинтересованные лица) с требованиями отменить необоснованный отказ Росреестра в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 27.09.2021 и обязать поставить объект недвижимости, гараж, на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, согласно поданным заявлениям от 20.09.2021, взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель обратился в Росреестр через МФЦ-Щелково с заявлением от 20.09.2021 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, гараж, приватизированный юридическим лицом ГСК "Жилстрой", правопреемником которого является заявитель, согласно плану приватизации арендного предприятия ГСК "Жилстрой" треста "Мособлстрой-27" от 23.01.1993.
27.09.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было выдано Уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости N КУВД-001/2021-39360790/1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения в сфере осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащих регистрации и учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
На основании части 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным названной статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости установлен частью 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
Применительно к рассматриваемой ситуации суд первой инстанции правильно указал, что сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть включены в ЕГРН на основании документа, подтверждающего ранее проведенный государственный учет такого объекта. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 89 "Об утверждении порядка и сроков направления органом регистрации прав запросов о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него" запрос направляется в органы технической инвентаризации по месту нахождения объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (действовавшего до 08.07.2013) первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 43 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ до 01.01.2013 был установлен переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период).
Согласно части 3 статьи 43 Закона N 221-ФЗ в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из совокупного анализа приведенных норм права суд первой инстанции пришел к выводу, что в период действия переходного периода соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляли государственный кадастровый учет зданий, строений, сооружений в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, посредством выдачи кадастровых паспортов объектов недвижимости по установленной форме. В свою очередь осуществление такого государственного учета объектов недвижимости ведет к возникновению у соответствующих объектов статуса ранее учтенных объектов недвижимости.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 20.09.2021 в МФЦ городского округа Щелково Московской области от общества поступило заявление N MFC-0555/2021-2198876-1. С заявлением был представлен пакет документов, указанных в оспариваемом решении.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав направил запрос в Щелковский филиал ГУП МО "МОБТИ" о предоставлении сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: Московская область, город Щелково, улица Строителей, дом 1.
Согласно ответу, поступившему на запрос от 22.09.2021 из подразделения ГУП МО "МОБТИ", технический паспорт об объекте недвижимости, расположенному по адресу Московская область, город Щелково, улица Строителей, дом 1, по состоянию на 01.01.2013 не формировался.
Вышеуказанный факт также подтверждается представленным в материалы дела техническим паспортом на нежилое здание: гараж с инвентарным номером 333:098-13029/1, который составлен по состоянию на 06.06.2014 (л.д. 47 - 49).
Из представленной заявителем технической документации (технический паспорт здания от 06.06.2014) не следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу Московская область, город Щелково, улица Строителей, дом 1, состоял на государственном техническом учете до 01.01.2013.
Иная документация, представленная заявителем (приватизационная документация, акты передачи имущества), не является основанием для внесения сведений о ранее учтенном помещении в ЕГРН.
Суд первой инстанции отметил, что техническая инвентаризация объектов с назначением "нежилое", то есть не относящихся к жилищному фонду, а также сооружений с 01.01.2013 прекращена. Кадастровые инженеры не могут использовать технические паспорта на нежилые объекты и сооружения, подготовленные после 01.01.2013, для изготовления соответствующих технических планов (часть 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в том числе отсутствие у регистрирующего органа сведений об учете спорного объекта в качестве ранее учтенного объекта недвижимости, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку заявитель не представил документы, предусмотренные законодательством для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Судом установлено, что требования заявителя к Щелковскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку данный ответчик не является юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" подчеркивается, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), кадастровой деятельности и кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как указано в Приложении N 52 к приказу Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации" территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Московской области.
Пункт 2 данного приказа Росреестра указывает, что Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований.
При этом Управление является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах (пункт 3 Приложения N 52 к приказу Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации").
Аналогичные правовые положения закреплены в пунктах 4 и 11 Положения о Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (утверждено приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.10.2009 N 395).
В связи с вышеизложенным первой инстанции указал, что именно Управление Росреестра по Московской области является юридическим лицом (территориальным органом федерального органа исполнительной власти), уполномоченным осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, тогда как Отдел является территориальным органом, осуществляющим полномочия Управления на территории муниципального образования.
Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу (с учетом положений статей 43, 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а не Щелковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
При этом в силу положений статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не праве самостоятельно, вне воли заявителя, заменить ответчика по делу.
Предъявление требований к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А41-15486/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 данного приказа Росреестра указывает, что Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований.
При этом Управление является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах (пункт 3 Приложения N 52 к приказу Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации").
Аналогичные правовые положения закреплены в пунктах 4 и 11 Положения о Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (утверждено приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.10.2009 N 395)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2022 г. N Ф05-27531/22 по делу N А41-15486/2022