г. Москва |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А41-24444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от кооператива индивидуальных застройщиков "Зеленая роща-1": Тугучев А.О. по дов. от 24.12.2021,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по делу N А41-24444/2022
по заявлению кооператива индивидуальных застройщиков "Зеленая роща-1"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Кооператив индивидуальных застройщиков "Зеленая роща-1" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) в государственной регистрации и кадастровом учете от 07.04.2022 N КУВД-001/2021-25692595, об обязании осуществить государственный кадастровый учет на объект недвижимого имущества -гГазопровод среднего давления с кадастровым номером 50:20:0070823:245 (с учетом уточнений требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.06.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2021-25692595 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости (газопровод среднего давления с кадастровым номером 50:20:0070823:245).
Газопровод среднего давления, построенный подрядной организацией ЗАО "ПМК- 40" в период с 31.05.2006 по 31.08.2006 по заказу заявителя по проекту N 54.3-0-ГСН (разработан Проектной Мастерской ИП Янушкевич), одобрен Ростехнадзором (главный гос. инспектор Бутаков В.А.), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 12.10.2006.
Газопровод находится в собственности заявителя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2008 и записью в реестре N 50-50-20/151/2007-177.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН на газопровод, согласно которой газопровод среднего давления зарегистрирован под кадастровым номером 50:20:0070823:245 с протяженностью 34400.8 м и имеет назначение "Нефтяные и газовые сооружения".
05.07.2021 Управление направил заявителю Уведомление N КУВД-001/2021-25692595/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении газопровода.
05.10.2021 Управление направило заявителю Уведомление N КУВД-001/2021-25692595/3 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении газопровода, указав на нарушение требований, установленных пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - закон N 218-ФЗ), а именно: форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части полного вхождения ОКС в земельный участок.
Уточняемый объект капитального строительства и земельные участки не имеют координаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется на созданные объекты недвижимости с одновременной регистрацией права на земельный участок.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 - 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
На основании статьи 3 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав (статья 13 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости - в т.ч. описание местоположения объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - картаплан территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент, приказ N 278) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Из материалов дела следует, что заявитель в полном объеме и надлежащим образом представил документы для внесения основных сведений в отношении объекта. Направленные в адрес регистрирующего органа документы соответствуют положениям пункта 21 Требований. Газопровод среднего давления не нарушает требования действующего законодательства и требования, предъявляемые к кадастровому учету таких объектов.
В силу части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания невозможности осуществления кадастрового учета объекта недвижимости ввиду несоответствия представленных документов по форме и содержанию требованиям Закона N 218-ФЗ возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Между тем, суд указал, что Управлением не представлено каких-либо обоснований с приведением соответствующих доказательств того, что выявленные недостатки в форме и содержании представленных документов не позволяют осуществить кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
Согласно абзацу 8 Письма Министерства Экономического Развития Российской Федерации от 10.10.2011 N Д23-4229 "О строительстве объекта недвижимости на нескольких земельных участках" вместе с запретом на строительство на нескольких земельных участках установлено, что дороги, линии электропередачи, нефтепроводы, газопроводы и иные характерные сооружения могут располагаться на территории более одного регистрационного округа и, таким образом, на нескольких земельных участках.
Право на расположение ОКС на территории более одного земельного участка подтверждается также "Обзором вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер" (утв. Минэкономразвития России) - линии электропередачи, линии связи трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения могут располагаться на территории двух и более субъектов Российской Федерации и, таким образом, на нескольких земельных участках (пункт 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Газопровод относится к линейным объектам, в связи с чем может располагаться на нескольких земельных участках одновременно.
Отсутствие координат не может являться основанием для отказа в государственном кадастровом учете.
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случаях, если он осуществляется в т.ч. для уточнения/изменения основных сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относится в т.ч. описание местоположения объекта недвижимости.
Заявитель, представив новый Технический план от 08.06.2021 к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета, детализировал местоположение газопровода с координатами, описанием.
Ссылка Управления на пункт 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, который относится к регистрации и кадастровому учету создаваемых (созданных) объектов капитального строительства, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельной.
Газопровод заявителя был создан в 2006 году, право собственности было зарегистрировано в 2008 году, кадастровый номер в ЕГРН был присвоен газопроводу в 2012 году. В рассматриваемом случае заявитель обратился не за постановкой на кадастровый учет нового объекта капитального строительства, а за уточнением сведений об уже имеющемся объекте, данные о котором уже занесены в ЕГРН, кадастровый учет уже проводился, право собственности заявителя в ЕГРН зарегистрировано.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами перовой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по делу N А41-24444/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на расположение ОКС на территории более одного земельного участка подтверждается также "Обзором вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер" (утв. Минэкономразвития России) - линии электропередачи, линии связи трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения могут располагаться на территории двух и более субъектов Российской Федерации и, таким образом, на нескольких земельных участках (пункт 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса).
...
Согласно статье 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относится в т.ч. описание местоположения объекта недвижимости.
...
Ссылка Управления на пункт 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, который относится к регистрации и кадастровому учету создаваемых (созданных) объектов капитального строительства, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельной.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по делу N А41-24444/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2022 г. N Ф05-28728/22 по делу N А41-24444/2022