г. Москва |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А40-289443/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ОборонГеоГрупп" - Зонова И.Ю. (представителя по доверенности от 28.12.2021),
от Федерального агентства по недропользованию - Исхаковой А.Р. (представителя по доверенности от 08.09.2022),
рассмотрев 08.11.2022 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию
на решение от 27.04.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19.07.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-289443/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОборонГеоГрупп"
к Федеральному агентству по недропользованию
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОборонГеоГрупп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федерального агентства по недропользованию (далее - агентство) от 04.10.2021 N 495 о прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе агентство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неполное их исследование судами.
В судебном заседании представитель агентства поддержал доводы и требования кассационной жалобы с учетом нормативного обоснования, изложенного в письменных объяснениях, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзывов.
В приобщении к материалам дела письменных объяснений общества отказано, поскольку в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) они содержат дополнительные доводы по фактическим обстоятельствам.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы с учетом представленных пояснений, отзывов на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что обществу была выдана лицензия СВЕ 02472ТР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча хромовых руд на Жижинско-Шаромском участке, расположенном в 15 км. к юго-западу от ж/д станции Верх-Нейвинск на территории Новоуральского городского округа Свердловской области (далее также - лицензия).
Дата регистрации лицензии - 25.01.2008, срок окончания ее действия - 01.02.2028.
Выполнение условий, установленных лицензией, является обязанностью пользователя недр в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон).
Условия пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР содержатся в приложении N 7 и в приложении N 8 к лицензии.
Согласно пункту 10 статьи 222 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями статей 20, 21 Закона о недрах, а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Согласно статье 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях: нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (пункт 2); систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами (пункт 3); если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами (пункт 4).
Согласно подпункту 4 пункта 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Агентством установлены следующие нарушения условий пользования недрами:
1) нарушение абзаца "е" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было завершить разведку на лицензионном участке не позднее 01.08.2016 и представить подготовленный в установленном порядке геологический отчет с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный объем работ определяется проектом разведочных работ, согласованным в установленном порядке;
2) нарушение абзаца "ж" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами не позднее 01.09.2017, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
3) нарушение абзаца "з" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 01.11.2018;
4) нарушение абзаца "к" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было обеспечить выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.11.2020;
5) нарушение пункта 8.4 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было в течение месяца со дня завершения каждого этапа работ сдать в государственный, территориальный и федеральный геологические фонды отчет о результатах работ, включая отчет по подсчету запасов минерального сырья.
Данные о нарушении обществом условий пользования недрами рассмотрены на заседании комиссии агентства. Результаты рассмотрения оформлены протоколом заседания комиссии от 28.09.2021 N СА-04-56/17-Д.
На заседании комиссии агентства установлено, что обществом не исполняются абзацы "е", "ж", "з", "к" пункта 3.1, пункта 8.4 условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР.
Согласно пункту 9.1 приложения N 7 право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий пользования участком недр, предусмотренных абзацами "е", "ж", "к" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии.
Комиссией агентства отмечается, что в соответствии с данными ФГИС "АСЛН" материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не представлены.
Пользователем недр по лицензии СВЕ 02472ТР в 2018 году добыто 1 тыс. т руды, добыча в 2019-2020 годах не проводились.
В связи с изложенным комиссией агентства рекомендовано досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, а также рекомендацией комиссии, агентство издало приказ от 04.10.2021 N 495 "О прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР".
Не согласившись с агентством, общество оспорило данный приказ в судебном порядке.
Признавая незаконным оспариваемый приказ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество заблаговременно и добросовестно принимало все возможные и необходимые меры по надлежащему исполнению требований условий пользования недрами.
При этом суды указали, что общество представило доказательства, что добыча сырья на карьере началась с 2011 года и велась по 2018 год. В 2019-2020 годах темпы освоения месторождения замедлились в связи с необходимостью проведения дополнительных инфраструктурных работ: прокладка дороги, ЛЭП, строительство очистных сооружений, рудного склада и т.д. Приостановка добычи руды в 2019-2020 годах обусловлена поиском оптимального способа вовлечения ее в хозяйственный оборот.
Суды отметили, что геологическое изучение лицензионного участка начато в 2009 году стадией поисково-оценочных работ. Пробурено более 3000 погонных метров скважин. Проведены геофизические работы. На стадии поисково-оценочных работ в 2012 году проведено бурение скважин 1601,9 погонных метров, пройдены разведочные канавы в количестве 12 тыс. куб. м., проведена магниторазведка. Стадия поисково-оценочных работ завершена в 2013 году.
Суды указали, что геологическое изучение месторождения на стадии поисково-оценочных работ проведено на 90-95% от стадии разведочных работ.
По мнению судов, геологическая разведка была закончена обществом в октябре 2017 году, завершена в пределах срока, установленного уведомлением Уралнедра от 26.11.2016 N 02-01/2983, проведена в соответствии с проектом Росгеолэкспертизы: пробурено 241 погонных метров скважин, по ее результатам составлен и сдан отчет, утвержденный протоколом N 5-ТВ заседания секции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы НТС Уралнедра от 19.03.2018, получено положительное экспертное заключение N 102-02-06/2017 от 30.06.2021 по проекту проведения разведочных работ.
Суды отметили, что проект опытно-промышленного карьера по добыче хромовых руд месторождения N 219 Жижинско-Шаромского участка" разработан в 2017 году ООО "НПО УГТУ-Уральского государственного горного университета", рассчитан на пять лет. Данный проект также согласован и утвержден, что, по мнению судов, подтверждается протоколом N 19/17 заседания территориальной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу от 05.12.2017, уведомлением Уральского Управления Ростехнадзора N АА-7245 от 10.05.2017 "О внесении сведений в Реестр сведений экспертизы промышленной безопасности", которым согласован проект строительства линии обогащения.
Суды также указали, что в названном протоколе N 19/17 определен срок опытно-промышленной отработки месторождения с 2018 по 2021 год (пункт 2 Протокола Заседания Территориальной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу N 24/12-тп от 01.09.2021).
Таким образом, суды сочли, что на момент принятия оспариваемого приказа срок ОПР не истек, обязанность по промышленному освоению лицензионного участка не наступила.
Между тем, по доводам агентства, пунктом 3.1 приложения N 7 к лицензии условия пользования недрами установлено по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан обеспечить:
Поисково-оценочные работы:
а) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта на проведение поисково-оценочных работ на лицензионном участке не позднее 01.11.2008, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
б) начало поисково-оценочных работ на Лицензионном участке не позднее 01.02.2009;
в) завершение поисково-оценочных работ месторождений хромовых руд на лицензионном участке, составление геологического отчета с подсчетом запасов и оценкой прогнозных ресурсов по категориям C2 и Р1 и представление его на рассмотрение в Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Уралнедра) не позднее 01.08.2012;
Разведочные работы:
г) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта разведки лицензионного участка не позднее 01.08.2013, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
д) начало разведки на лицензионном участке не позднее 01.11.2013;
е) завершение разведки на лицензионном участке не позднее 01.11.2015 и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов по категориям C1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный объем работ определяется проектом разведочных работ, согласованным в установленном порядке;
Работы по промышленному освоению месторождения:
ж) подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами не позднее 01.08.2016, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
з) начало строительства объектов инфраструктуры горно-добывающего предприятия не позднее 01.02.2017;
и) ввод в эксплуатацию горно-добывающего предприятия не позднее 01.02.2018;
к) выход на проектную мощность горно-добывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.02.2019.
Таким образом, как утверждает агентство, подсчет запасов полезных ископаемых предусмотрен как по завершении поисково-оценочных, так и разведочных работ.
По доводам агентства, по итогам проведенных поисково-оценочных работ на Жижинско-Шаромском участке обществом подготовлен отчет с оперативным подсчетом оцененных запасов хромовых руд по рудопроявлению N 219-а по состоянию на 01.01.2016. Данный отчет рассмотрен на заседании Комиссии Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу, результаты рассмотрения оформлены протоколом ТКЗ-ТПИ Уралнедра от 30.11.2016 N 477 (Протокол N 477).
В свою очередь, по итогам проведенных разведочных работ обществом представлен отчет "По результатам разведочных работ на хромовые руды на "Месторождении N 219" на Жижинско-Шаромском участке на территории Новоуральского городского округа Свердловской области", рассмотрен на заседании секции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (протокол заседания НТС Уралнедра от 19.03.2018 N 5-ТВ).
По сути, как следует из доводов агентства и не противоречит обжалуемым судебным актам, действия, которые были совершены обществом и указаны судами, в большей части касались выполнения условий лицензии о выполнении поисково-оценочных работ (пункт "в" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, нарушение которого агентство не вменяло обществу); разведочные работы так и не были завершены, работы по промышленному освоению месторождения не выполнены.
По доводам агентства, в протоколе N 5-ТВ содержится следующая информация: "По результатам геологоразведочных работ пересчет запасов не производился. Не проведены испытания по обогащению хромовых руд для обсчета экономических показателей кондиций. Разработка проекта постоянных разведочных кондиций не производилась". Разведочные работы на "Месторождении N 219" на Жижинско-Шаромском участке считать невыполненными в достаточном объеме для оценки перспектив на глубину".
Кроме того, как утверждает агентство, материалы на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых по итогам проведенных разведочных работ обществом не представлялись. Заключение ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" или Территориальной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых по итогам проведенных разведочных работ, не выдавалось, в материалах дела также отсутствует. В отсутствие геологического отчета, прошедшего государственную экспертизу данных уполномоченных органов, запасы полезных ископаемых на лицензионном участке недр не поставлены на государственный баланс. При таких обстоятельствах общество не вправе было осуществлять их добычу.
Положительное экспертное заключение от 30.06.2021 N 102-02-06/2017, на которое ссылается общество, как следует из судебных актов, выдано по проекту проведения разведочных работ.
В период спорных отношений действовал Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение, утвержденный Приказом Минприроды России от 23.09.2016 N 490.
Согласно пункту 2 данного Порядка работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами и проводится федеральным государственным казенным учреждением "Росгеолэкспертиза".
Как предусмотрено пунктом 3 этого названного Порядка, объектами экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр являются: а) проектная документация на проведение работ по региональному геологическому изучению недр; б) проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод; в) проектная документация на проведение работ по разведке (доразведке) месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод; г) проектная документация на проведение работ по геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, размещения отходов производства и потребления, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей; д) дополнения к проектной документации на геологическое изучение недр.
Тем самым, получение положительного экспертного заключения в соответствии с упомянутым Порядком лишь предваряет проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), в данном случае - проведение разведочных работ на хромовые руды на указанном лицензионном участке недр.
В связи с этим агентство пришло к выводу о нарушении обществом требований абзаца "е" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, касающихся завершения разведки на лицензионном участке не позднее 01.08.2016 и представления подготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Лицензию СВЕ 02472ТР общество получило еще в 2008 году, однако не выполнило указанные требования лицензионных условий к 2021 году, до сих пор геологический отчет не подготовлен, государственную экспертизу не прошел, запасы полезных ископаемых на лицензионном участке недр на государственный баланс не поставлены.
Данные доводы агентства судами не опровергнуты.
Указывая на сдачу обществом отчета по результатам разведочных работ, суды не дали какой-либо оценки доводам агентства о том, что государственная экспертиза запасов полезных ископаемых не пройдена. При этом сокрытие информации о запасах полезных ископаемых, находящихся в недрах, которые являются государственной собственностью, недопустимо.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых подлежат государственной экспертизе.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о недрах результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона.
Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых утвержден Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 10 Положения для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес агентства материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также заявку на проведение государственной экспертизы, а также документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы.
Согласно пункту 11 Положения проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным агентством по согласованию с Минприроды России.
В соответствии с приказом агентства от 22.02.2005 N 185 полномочия по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр возложены на ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых".
С целью исполнения возложенных на Роснедра функций по проведению государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр территориальными органами Роснедр образуются Территориальные комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых.
Таким образом, какие-либо иные органы не уполномочены на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Согласно пункту 14 Положения результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 рабочих дней с даты подписания утверждается агентством.
В связи с этим единственным подтверждением надлежащего исполнения обществом условий абзаца "е" пункта 3.1 условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 TP являлось бы получение пользователем недр заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Между тем, судами не оценены доводы агентства о том, что ссылка общества на документы, а именно: протокол Заседания секции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы НТС Уралнедра от 26.04.2013 N 206 по рассмотрению Геологического отчета по поисково-оценочным работам на Жижинско-Шаромском участке с подсчетом запасов хромовых руд и протокол ТКЗ-ТПИ Уралнедра от 30.11.2016 N 477 по рассмотрению геологического отчета по результатам поисково-оценочных работ на Жижинско-Шаромском участке на территории МО "Новоуральский городской округ" Свердловской области с оперативным подсчетом запасов хромовых руд по Рудопроявлению N 219-а по состоянию на 01.01.2016", которые, по мнению общества, подтверждают факт постановки запасов полезных ископаемых на баланс по итогам разведочных работ, на самом деле лишь подтверждают исполнение обществом абзаца "в" пункта 3.1 условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 TP: завершение поисково-оценочных работ месторождений хромовых руд на лицензионном участке, составление геологического отчета с подсчетом запасов и оценкой прогнозных ресурсов по категориям С2 и P1 и представление его на рассмотрение в Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Уралнедра) не позднее 01.08.2012.
Суды не опровергли утверждения агентства о несостоятельности ссылки общества на данные документы в качестве подтверждения исполнения абзаца "е" пункта 3.1 условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 TP, которым предусмотрено завершение разведки на лицензионном участке не позднее 01.11.2015 и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов по категориям C1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Суды также не оценили доводы агентства о том, что даже в случае отсутствия изменения количественных показателей запасов полезных ископаемых, прохождение государственной экспертизы полезных ископаемых является обязанностью пользователя недр, поскольку данная обязанность предусмотрена условиями пользования недрами, содержащимися в лицензии СВЕ 02472TP, которая представляет собой разрешение со стороны государства на пользование Жижинско-Шаромским участком недр, находящимся в государственной собственности.
Так, согласно пункту 16 Положения государственная комиссия оценивает представленные материалы на предмет достоверности и правильности оценки количества и качества запасов полезных ископаемых, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленное значение. В том случае, если изменение показателей запасов полезных ископаемых отсутствует, то в заключении комиссии по запасам полезных ископаемых будет указано на отсутствие их прироста.
Таким образом, после завершения разведки пользователь недр обязан провести подсчет запасов полезных ископаемых и пройти процедуру государственной экспертизы запасов полезных, что общество, как утверждает агентство, так и не сделало.
Суд округа также исходит из того, что та или иная организация пользователем недр, являющимся субъектом предпринимательства, своей деятельности, его внутренние организационные проблемы сами по себе не могут оправдывать невыполнение лицензионных условий и сохранение действия лицензии на пользование недрами.
Принимая доводы общества (заявленные в обоснование незаконности оспариваемого приказа агентства о прекращении права пользования недрами) о том, что процедура банкротства общества и необходимость последующего его финансового оздоровления в период 2013-2016 гг. была "спровоцирована корпоративным конфликтом по поводу перспектив освоения месторождения, чьи фактические качественные характеристики оказались ниже заявленных", суды не привели какие-либо доказательства, которые могли бы подтверждать подобные обстоятельства, равно другие обстоятельства (затягивание процедуры выдачи разрешений и согласований, необходимых для проектирования и строительства инфраструктурных объектов различными инстанциями и органами). Эти и другие обстоятельства не сопоставлены с длительностью совершения обществом вмененных нарушений лицензионных условий. Общая отсылка на пандемию Ковид-19, как следует из обжалуемых судебных актов, также не привязана к конкретным обстоятельствам.
Как утверждает агентство, с заявлениями о приостановлении осуществления права пользования недрами общество не обращалось.
Указание на то, что общий срок лицензии (до 2028 года) позволяет освоить месторождение полностью до его истечения, по сути, допускает и предполагает пользование лицензией с нарушением условий в течение всего срока лицензии вплоть до окончания ее действия, с чем согласиться нельзя.
При этом суды не оценили доводы агентства о существенном и продолжающемся характере вмененных обществу нарушений, при которых у агентства не имелось оснований, исключающих принятие оспариваемого приказа от 04.10.2021 о прекращении права пользования недрами по лицензии от СВЕ 02472ТР, принимая во внимание факт ее выдачи (регистрации) 25.01.2008.
Суды не привели и обстоятельств, которые позволяли бы прийти к выводу о возможности устранения обществом всех вмененных агентством нарушений условий лицензии, постановке на государственный баланс в установленном порядке запасов полезных ископаемых и их добыче в соответствии с условиями.
В силу статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
По доводам агентства, продолжение действия лицензии на пользование недрами на Жижинско-Шаромском участке, расположенном в 15 км. к юго-западу от ж/д станции Верх-Нейвинск на территории Новоуральского городского округа Свердловской области, означает, что содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являющиеся государственной собственностью, не могут быть получены по причине несоблюдения обществом лицензионных условий, при этом сохранение действия лицензии исключает возможность добычи недр.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения, приостановления и ограничения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами. В случае же несогласия пользователя недр с таким решением он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов, в частности, на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Предусмотренный законодателем правовой механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Соответственно, решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (Определения от 21.12.2011 N 1862-О-О, от 09.03.2017 N 565-О, от 31.05.2022 N 1158-О и др.).
С учетом этого, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 31.05.2022 N 1158-О, оспариваемые нормы Закона о недрах, подлежащие применению во взаимосвязи с иными нормативными положениями, регулирующими отношения в сфере недропользования, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, в конкретном деле которого суды установили, что им на протяжении длительного периода не соблюдались условия пользования недрами, предусмотренные лицензией.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и все доводы сторон, и установив по результатам их оценки в совокупности и во взаимосвязи обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права; привести в судебном решении обоснование по заявленным доводам, учесть имеющиеся в деле доказательства (подавляющая часть доказательств, представленных как обществом, так и агентством, имеется только в электронном деле), указать также нормативно-правовое обоснование с учетом таких обстоятельств. При оценке доводов сторон, вмененных нарушений необходимо учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о балансе прав пользователя недр и интересов государства как собственника недр.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А40-289443/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения, приостановления и ограничения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами. В случае же несогласия пользователя недр с таким решением он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов, в частности, на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Предусмотренный законодателем правовой механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Соответственно, решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (Определения от 21.12.2011 N 1862-О-О, от 09.03.2017 N 565-О, от 31.05.2022 N 1158-О и др.).
С учетом этого, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 31.05.2022 N 1158-О, оспариваемые нормы Закона о недрах, подлежащие применению во взаимосвязи с иными нормативными положениями, регулирующими отношения в сфере недропользования, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, в конкретном деле которого суды установили, что им на протяжении длительного периода не соблюдались условия пользования недрами, предусмотренные лицензией."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2022 г. N Ф05-25224/22 по делу N А40-289443/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25224/2022
04.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9143/2023
23.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-289443/2021
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25224/2022
19.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39250/2022
26.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-289443/2021