г. Москва |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А41-8598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Кочергиной Е.В., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области, ее правопреемника Администрации Ленинского городского округа Московской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" - Рылова Е.Г. по доверенности от 20.08.2021,
рассмотрев 08.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
на определение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2022 о
процессуальном правопреемстве
и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022,
по иску Администрации муниципального образования Ленинского
муниципального района Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь"
об обязании возвратить по акту приема-передачи нежилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Янтарь": об обязании возвратить по акту приема-передачи нежилые помещения, входящие в состав помещения N 2 лит. А общ. пл. 434,7 кв. м расположенные по адресу: Московская область, г. Видное, 8-я Линия, д. 10 в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта; о взыскании неустойки в размере 50 000 руб., в случае нарушения сроков исполнения решения суда, за каждые 30 календарных дней просрочки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.03.2019 по делу N А41-8598/19 суд обязал ООО "Янтарь" возвратить администрации Ленинского муниципального района по акту приема-передачи нежилые помещения, входящие в состав помещения N 2, лит. А., общей площадью 434,7 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, г. Видное, 8-я линия, д. 10 в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда. В случае нарушения сроков исполнения решения, взыскал с ООО "Янтарь" в пользу Администрации Ленинского муниципального района неустойку в размере 20 000 руб. за каждые 30 календарных дней просрочки.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.11.2020 решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 оставлено без изменения.
Администрация Ленинского городского округа Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с ходатайством о процессуальном правопреемстве и замене взыскателя по делу - с Администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области на Администрацию Ленинского городского округа Московской области, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07.06.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022, произведена замена ответчика Администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области на правопреемника Администрацию Ленинского городского округа Московской области.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций ООО "Янтарь" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые определение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены определения и постановления, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 19.07.2019 N 172/2019-ОЗ (ред. от 11.02.2022) "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района" (принят Постановлением Мособлдумы от 04.07.2019 N 53/90-П) территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района, городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района, сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района, сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района были объединены. В результате объединения поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. Прекратился статус муниципального образования сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Ленинского муниципального района, наделено статусом городского округа. Представительным органом Ленинского городского округа первого созыва определен Совет депутатов Ленинского городского округа (ст. 4 Закона).
Со дня формирования органов местного самоуправления Ленинского городского округа прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского поселения Видное Ленинского муниципального района, городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района, сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района, сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района, Ленинского муниципального района (ст. 5 Закона).
Из решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области N 4/4 от 27.02.2020 "О правопреемстве администрации Ленинского городского округа Московской области" следует, что Администрация Ленинского городского округа Московской области является правопреемником Администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области.
В силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Феддерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В силу наличия специальной, изложенной в пункте 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормы, определяющей последствия преобразования муниципального образования в порядке статьи 13 указанного закона, положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, применению не подлежат.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что ответчик в связи с утратой на основании Закона Московской области от 24.05.2017 N 82/2017-ОЗ статуса муниципального образования фактически выбыл из возникших по настоящему делу правоотношений, суд первой и апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его замены в порядке процессуального правопреемства.
Исходя из указанных норм права, вновь образованное муниципальное образование является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона.
Реорганизация администраций городских и сельских поселений в соответствии со статьями 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает администрацию вновь образованного городского округа от исполнения имущественных обязательств, возникающих в порядке правопреемства в связи с преобразованием муниципальных образований.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суды пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявления о замене истца по делу в порядке процессуального правопреемства на Администрацию Ленинского городского округа Московской области.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А41-8598/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу наличия специальной, изложенной в пункте 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормы, определяющей последствия преобразования муниципального образования в порядке статьи 13 указанного закона, положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, применению не подлежат.
...
Реорганизация администраций городских и сельских поселений в соответствии со статьями 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает администрацию вновь образованного городского округа от исполнения имущественных обязательств, возникающих в порядке правопреемства в связи с преобразованием муниципальных образований.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суды пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявления о замене истца по делу в порядке процессуального правопреемства на Администрацию Ленинского городского округа Московской области."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2022 г. N Ф05-18502/20 по делу N А41-8598/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18502/20
18.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13687/2022
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18502/20
03.08.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8770/19
13.03.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8598/19