г. Москва |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А40-237941/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 17.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Дихаус" - Лаврова М.С. (представителя по доверенности от 30.12.2021),
от Центральной электронной таможни - Петрова Р.С. (представителя по доверенности от 25.10.2021), Попова В.В. (представителя по доверенности от 30.12.2021),
рассмотрев 10.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дихаус"
на решение от 03.03.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 25.05.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-237941/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дихаус"
к Центральной электронной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дихаус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной электронной таможни (далее - таможня) от 05.08.2021 N РКТ-10131000-21/000499 о классификации товара, задекларированного в декларации на товары (далее - ДТ) N 10131010/021020/0088623.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы с учетом дополнений и пояснений.
Представители таможни в судебном заседании возражали против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на нее с учетом пояснений.
Также представители пояснили, что судом округа рассматривается кассационная жалоба на судебные акты по делу N А40-264675/2021 с участием таможни со сходным вопросами правоприменения.
В приобщении к материалам дела копий дополнительных доказательств (предварительных классификационных решений ФТС России об отнесении, по утверждению общества, видеорегистраторов с дополнительными функциями к коду ТН ВЭД ЕАЭС 8525 80 910 9, и информации Евразийской Экономической Комиссии об отнесении, по мнению общества, беспроводных поворотных IP-камер для систем внутреннего наблюдения с записью видео в режиме реального времени к тому же коду ТН ВЭД ЕАЭС, выполненного нотариусом протокола осмотра доказательств - страницы интернет-сайта http://customs.gov.ru/registers/goods-classifier-decisions) обществу отказано ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по сбору, оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее с учетом представленных сторонами пояснений и дополнений суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что обществом ввезен и заявлен к таможенному оформлению по ДТ N 10131010/021020/0088623 товар со следующим описанием: "записывающие видеокамеры, способные только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры - видеокамера для телевизионной записи домашней обстановки, для повседневного бытового использования, не военного назначения, не закамуфлированная" MI HOME SECURITY CAMERA 360 * 1080P, производитель SHANGHAI IMILAB TECHNOLOGY CO., LTD, товарный знак XIAOMI, MI, марка XIAOMI, MI, артикул QDJ4058GL, модель MI HOME SECURITY CAMERA/MJSX105CM".
В отношении этого товара общество указало в ДТ классификационный код 8525 80 910 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины - 0 %):
В результате изучения представленных обществом документов таможня пришла к выводу о том, что данный товар следует классифицировать в товарной подсубпозиции 8525 80 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины - 5 %), в связи чем приняла решение от 05.08.2021 N РКТ-10131000-21/000499 о классификации товара по этому коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Не согласившись, общество оспорило это решение в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс, Кодекс) Таможенного кодекса единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса в декларации на товары подлежат указанию сведения о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Кодекса декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления неверной классификации товаров при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
При выборе конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС учитывается характеристика декларируемого товара.
Согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
Согласно правилу 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Товарная подсубпозиция 8525 80 910 9 ТН ВЭД ЕАЭС, избранная обществом, имеет следующее содержание:
Аппаратура передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры (8525):
- телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры (8525 80):
-- записывающие видеокамеры:
--- способные только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры (8525 80 910):
---- прочие (8525 80 910 9).
Товарная подсубпозиция 8525 80 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС, указанная таможней, имеет следующее содержание:
Аппаратура передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры (8525):
- телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры (8525 80):
-- записывающие видеокамеры:
--- прочие (8525 80 990)
---- прочие (8525 80 990 9).
Как следует из обжалуемых судебных актов и доводов сторон, настоящий спор заключается в определении правильной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС: относится рассматриваемый товар к подсубпозиции "способные только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры (8525 80 910)" или к подсубпозиции "прочие" (8525 80 990) и возник в связи с возможностью рассматриваемых видеокамер MI HOME SECURITY CAMERA 360 * 1080P осуществлять трансляцию аудио- и видеосигнала на смартфон.
При этом разногласий в части отнесения видеокамер MI HOME SECURITY CAMERA 360 * 1080P к записывающим видеокамерам (субпозиции 8525 80) у сторон не возникло.
По доводам общества, функциональным назначением видеокамеры является запись аудио- (звука) и видео - (изображения), снятого самой видеокамерой, при этом у видеокамеры отсутствует техническая возможность записи аудио - (звука) и видеосигналов (изображения) от внешних источников.
С учетом этого возможность трансляции аудио- и видеосигнала на смартфон при эксплуатации товара, как считает общество, не препятствует его отнесению к подсубпозиции "способные только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры (8525 80 910)".
По доводам таможни, возможность трансляции аудио- и видеосигнала на смартфон, напротив, свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения рассматриваемых записывающих видеокамер к подсубпозиции "способные только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры (8525 80 910)".
Суды согласились с таможней исходя из того, что трансляция аудио- и видеосигнала на смартфон является дополнительной функцией видеокамер MI HOME SECURITY CAMERA 360 * 1080P, в силу которой данные видеокамеры не могут относиться к записывающим видеокамерам, способным только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры, и должны относиться к прочим записывающим видеокамерам.
Между тем согласно статье 45 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) Евразийская экономическая комиссия осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Согласно статье 18 Договора Комиссия принимает решения, распоряжения и рекомендации.
Коллегией Евразийской экономической комиссии изданы Рекомендации от 07.11.2017 N 21, в которых государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендуется применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I-VI).
Как указано в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснения - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС состоят из шести томов.
Первые пять томов основаны на Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, которые в свою очередь основаны на русскоязычной версии пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и утверждены Советом руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств.
Шестой том основан на Пояснениях к Комбинированной номенклатуре Европейского союза и содержит пояснения Евразийского экономического союза. Пояснения, содержащиеся в шестом томе, не заменяют собой пояснения, содержащиеся в первых пяти томах, рассматриваются как дополняющие последние и должны использоваться совместно с ними.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8525 "(Б) ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ КАМЕРЫ, ЦИФРОВЫЕ КАМЕРЫ И ЗАПИСЫВАЮЩИЕ ВИДЕОКАМЕРЫ" (том V) цифровые видеокамеры и записывающие видеокамеры могут содержать аналого-цифровой преобразователь (АЦП) и терминал вывода, который обеспечивает средства передачи изображений в блоки вычислительных машин, принтеры, в телевизионные или иные устройства отображения.
При этом согласно Пояснениям к товарной позиции 8525 ТН ВЭД (том V) некоторые цифровые камеры и записывающие видеокамеры содержат терминалы ввода, так что они могут внутренне записывать файлы аналоговых или цифровых изображений из таких внешних устройств.
Кроме того, в соответствии с Пояснениями к товарным подсубпозициям 8525 80 990 1 и 8525 80 990 9 (том VI) в данные подсубпозиции включаются видеокамеры (так называемые "камкордеры") для записи не только звука и изображения, снятого камерой, но также сигналов от внешнего источника, например, DVD-плеера, вычислительной машины или телевизора. Записанное таким образом изображение может быть воспроизведено с помощью внешнего телевизионного приемника или монитора. В данные подсубпозиции включаются также "камкордеры", в которых видеовход закрыт пластинкой или иным способом или в которых видеоинтерфейс может быть впоследствии задействован в качестве видеовхода с помощью программного обеспечения. Тем не менее, устройство предназначено для записи телевизионных программ или других поступающих на вход внешних сигналов.
Тем самым, описание текста подсубпозиции 8525 80 910 ТН ВЭД ЕАЭС основано на ограниченном принципе действия (способности только записывать звук и изображение, снятого самой камерой), а не на способе передачи записанной камерой аудио и видео информации с камеры на вычислительные машины.
Это следует из текста данной подсубпозиции (записывающие видеокамеры, способные только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры), Пояснений к товарным подсубпозициям 8525 80 990 1 и 8525 80 990 9 (Том VI) и Пояснений к товарной позиции 8525 ТН ВЭД (Том V) в совокупности.
Возможность передачи записанной информации с камеры в вычислительные машины может быть характерна для любых записывающих видеокамер товарной позиции 8525 ТН ВЭД, независимо от того, могут ли они осуществлять только запись звука и изображения, снятых самой камерой, или же способны также осуществлять запись сигналов от внешнего источника.
Таким образом, из сопоставления текстов подсубпозиций 8525 80 910 9 и 8525 80 990 9 ТН ВЭД, Пояснений к товарной позиции 8525 ТН ВЭД (Том V) и к товарным подсубпозициям 8525 80 990 1 и 8525 80 990 9 (Том VI), следует, что разграничение записывающих видеокамер по товарным подсубпозициям 8525 80 910 9 и 8525 80 990 9 ТН ВЭД осуществляется именно по способу (функции) записи:
- видеокамеры подсубпозиции 8525 80 910 способны осуществлять только запись звука и изображения, снятых самой камерой;
- видеокамеры подсубпозиции 8525 80 990 представляют собой видеокамеры, которые способны осуществлять не только запись звука и изображения, снятых самой камерой, но также и запись с внешнего источника (для чего такие камеры должны иметь соответствующие терминалы ввода).
При этом способ передачи записанной информации с видеокамеры на вычислительную машину, в данном случае смартфон (по проводной связи или беспроводной связи - Wi-Fi), в том числе в режиме реального времени, не указано в ТН ВЭД как разграничивающий классификационный признак, то есть не влияет на классификацию (равно как и возможность приема и передачи голоса по беспроводной сети, не позволяющая видеокамере записывать голос непосредственно в качестве входящего сигнала, о чем таможня опровергающих доводов не заявляла).
Поэтому возможность передачи полученной информации с рассматриваемых видеокамер на телефон в режиме реального времени не могло выступать основанием для их исключения из подсубпозиции 8525 80 910 9 ТН ВЭД.
Доводы общества о том, что функциональным назначением видеокамеры является запись аудио- (звука) и видео - (изображения), снятого самой видеокамерой и у видеокамеры отсутствует техническая возможность записи аудио - (звука) и видеосигналов (изображения) от внешних источников не оспаривались, опровергнуты не были.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявления общества. При этом также принимается во внимание, что, как пояснил представитель общества, требования общества ограничиваются признанием незаконным оспариваемого решения таможни.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей относятся на таможню как на сторону, проигравшую спор.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А40-237941/2021 отменить.
Признать незаконным решение Центральной электронной таможни от 05.08.2021 N РКТ-10131000-21/000499 о классификации товара.
Взыскать с Центральной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дихаус" (ОГРН: 1077758508002, ИНН: 7709751313) 6000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб по делу N А40-237941/2021.
.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды согласились с таможней исходя из того, что трансляция аудио- и видеосигнала на смартфон является дополнительной функцией видеокамер MI HOME SECURITY CAMERA 360 * 1080P, в силу которой данные видеокамеры не могут относиться к записывающим видеокамерам, способным только к записи звука и изображения, полученных с помощью телевизионной камеры, и должны относиться к прочим записывающим видеокамерам.
Между тем согласно статье 45 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) Евразийская экономическая комиссия осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Согласно статье 18 Договора Комиссия принимает решения, распоряжения и рекомендации.
Коллегией Евразийской экономической комиссии изданы Рекомендации от 07.11.2017 N 21, в которых государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендуется применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I-VI).
...
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2022 г. N Ф05-17531/22 по делу N А40-237941/2021