г. Москва |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А41-38811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт": не явился, извещён;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крохоткин Д.Ю. по доверенности от 15.03.2022, паспорту;
рассмотрев 16.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение от 12 июля 2022 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 22 сентября 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-38811/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (далее - ООО "ПИК-Комфорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение от 22.03.2022 N Р001-8380588746-57063106 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области;
- обязать ГЖИ МО внести изменения в реестр лицензий Московской области, а именно: включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, ул. Мещера, д. 26, в реестр лицензий Московской области в отношении общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГЖИ МО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ГЖИ МО поддержал требования кассационной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направило, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом получена лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 N 183.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.02.2022 N б/н заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, ул. Мещера, д. 26 (далее - МКД).
03 марта 2022 года обществом в ГЖИ МО направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Решением от 22.03.2022 N Р001-8380588746-57063106 во внесении изменений в реестр лицензий Московской области обществу.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Судами установлено, что после выбора общества в качестве управляющей компании многоквартирным жилым домом 03.03.2022 общество обратилось к ГЖИ МО с заявлением внести изменения в реестр лицензий.
Решением ГЖИ МО от 22.03.2022 N Р001-8380588746-57063106 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению общества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов подпунктам "г" и "е" пункта 5 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр.
Подпунктами "г", "е" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в частности, выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Порядка основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка.
В качестве основания для отказа обществу во внесении изменений в реестр лицензий Московской области ГЖИ МО указано на то, что в нарушение требований подпункта "в" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах Обществом не представлены документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем также указала на ничтожность решения общего собрания, оформленного протоколом от 23.02.2022 г., в связи с непредставлением сведений о надлежащем уведомлении собственников о проведении общего собрания.
Согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Суды установили, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Сакраменто, ул. Мещера, д. 26, оформленным протоколом от 22.06.2018 N М26-18, утвержден порядок уведомления собственников посредством размещения соответствующих объявлений на информационных стендах, в холлах первых этажей каждого подъезда (вопрос 4).
Вышеуказанный протокол был направлен в ООО "ПИК-Комфорт" председателем ОСС Ермаковым С.В., а в последующем передан на хранение в ГЖИ МО в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ.
Кроме того, наличие вышеуказанного протокола от 22.06.2018 указано и в оспариваемом решении ГЖИ МО.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно Приказу Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодексу Российской Федерации, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691пр.
Суды пришли к выводу, что в Федеральном законе от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", как и в принятых в соответствии с ним приказе Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, и приказе Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 691/пр не предусмотрено, что протокол общего собрания со всеми приложениями должен быть размещен именно во вкладке "Протокол собрания собственников".
Суды указали, что согласно представленным документам на официальном сайте, для раскрытия информации (http://dom.gosuslugi.ru) заявителем были размещены как все приложения к протоколам, так и подписанные по всем домам протоколы и были доступны всем уполномоченным лицам, в связи с чем, у судов отсутствуют основания для признания того, что обществом были допущены существенные нарушения порядка размещения информации в системе ГИС ЖКХ, которые должны повлечь для общества и для жителей множества МКД невозможность реализации их права на управление выбранным юридическим лицом.
Также суды указали, что доказательств того, что система ГИС ЖКХ не имеет ограничения по объему файлов и их количеству, размещаемых лицензиатом, управлением не представлены.
В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников было проведено путем очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование).
Поскольку собрание проводилось в форме личного присутствия собственников помещений МКД, их решения по вопросам повестки собрания учитывались при распределении голосов и заносились в протокол от 23.02.2022.
При изложенных обстоятельствах общество в лицензирующий орган представило все документы, содержащие необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, основания, препятствующие внесению изменений в реестр лицензий Московской области, у ГЖИ МО отсутствовали.
При этом протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.02.2022 N б/н, в том числе, по основаниям нарушения порядка его проведения, не был оспорен.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2022 года по делу N А41-38811/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Приказу Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодексу Российской Федерации, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691пр.
Суды пришли к выводу, что в Федеральном законе от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", как и в принятых в соответствии с ним приказе Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, и приказе Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 691/пр не предусмотрено, что протокол общего собрания со всеми приложениями должен быть размещен именно во вкладке "Протокол собрания собственников".
...
В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников было проведено путем очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф05-29214/22 по делу N А41-38811/2022