г. Москва |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А41-88628/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Домодедово Московской области, от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области: Наумов С.С. по доверенности от 09.06.2021, паспорту,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещён,
от Местной Религиозной Организации Православный Приход Храма Новомучеников и Исповедников Домодедовских г. Домодедово Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви: М.Колесник по указу от 20.11.2007, паспорту,
от МАОУ Домодедовская СОШ N 8: не явился, извещен,
рассмотрев 17.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 25 мая 2022 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25 июля 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-88628/2021
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Новомучеников и Исповедников Домодедовских г. Домодедово Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви, МАОУ Домодедовская СОШ N 8,
об оспаривании уведомления, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 30.08.2021 N КУВД-001/2021-20884362/2 об отказе государственного кадастрового учета;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10 площадью 29 700 кв. м, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Домодедовский, г. Домодедово, мкр. Западный, на три земельных участка с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10 в измененных границах площадью 18 512 кв. м и образованием двух земельных участков площадью 9 591 кв. м и 1 597 кв. м;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10, площадью 18 512 кв. м в измененных границах в двух контурах, в следующих координатах характерных точек
Контур 1: | ||
Обозначение характерных точек |
Координаты, м. |
|
|
X |
Y |
1 |
4318 |
22040 |
20 |
4318 |
22041 |
21 |
4317 |
22041 |
22 |
4317 |
22041 |
23 |
4317 |
22041 |
24 |
4317 |
22042 |
25 |
4317 |
22042 |
26 |
4317 |
22042 |
12 |
4317 |
22041 |
13 |
4316 |
22040 |
1 |
4318 |
2204 |
Контур 2: | ||
28 |
4317 |
2204 |
29 |
4317 |
2204 |
30 |
4317 |
2204 |
4 |
4317 |
2204 |
5 |
4317 |
2204 |
6 |
4317 |
2204 |
7 |
4317 |
2204 |
8 |
4317 |
2204 |
9 |
4316 |
2204 |
10 |
4316 |
2204 |
11 |
4317 |
2204 |
28 |
4317 |
2204 |
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке площадью 9 591 кв. м, который образуются в результате раздела земельного участка 50:28:0010578:10, в следующих координатах характерных точек (ЗУ1):
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м. |
|
|
X |
Y |
20 |
43184 |
2204 |
2 |
43186 |
2204 |
27 |
43177 |
2204 |
24 |
43175 |
2204 |
23 |
43174 |
2204 |
22 |
43175 |
2204 |
21 |
43175 |
2204 |
20 |
43184 |
2204 |
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и 138,60 картографии по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке площадью 1 597 кв. м, который образуются в результате раздела земельного участка 50:28:0010578:10, в следующих координатах характерных точек (ЗУ2):
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м. |
|
|
X |
Y |
24 |
43175 |
2204 |
27 |
43177 |
2204 |
3 |
43176 |
2204 |
30 |
43177 |
2204 |
29 |
43175 |
2204 |
28 |
43174 |
2204 |
26 |
43173 |
2204 |
25 |
43173 |
2204 |
24 |
43175 |
2204 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация), Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Новомучеников и Исповедников Домодедовских г. Домодедово Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви (далее - православная организация), МАОУ Домодедовская СОШ N 8.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2022 года, заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители администрации, комитета и православной организации возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие представителя управления.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 25.05.2021 Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением N КУВД-001/2021-20884362 о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков: земельного участка площадью 9 591 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, р-н Домодедовский, г. Домодедово, мкр. Западный; земельного участка площадью 1 597 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, р-н Домодедовский, г. Домодедово, мкр. Западный.
28.05.2021 Управление Росреестра по Московской области приостановило сроком на 3 месяца государственный кадастровый учет по заявлению от 25.05.2021 N КУВД001/2021-20884362.
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 30.08.2021 N КУВД-001/2021-20884362/2 Комитету отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 9 591 кв. м, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Домодедовский, г. Домодедово, мкр. Западный, и земельного участка площадью 1 597 кв. м, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Домодедовский, г. Домодедово, мкр. Западный.
Считая указанный отказ незаконным, комитет обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление комитета суды пришли к выводу о том, что управлением не обосновано отказано в постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (безде
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 11.4 ЗК РФ следует, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые, в результате раздела, земельные участки.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В качестве основания отказа Управление Росреестра по Московской области сослалось на нарушение пунктов 22, 75, 76 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а также на то, что образуемые земельный участки не полностью входят в границы территориальной зоны "Общественно-деловая зона".
Также регистрирующий орган указал, что п. 75, 76 Требований к подготовке межевого плана "Схема расположения земельных участков" подготовлен ненадлежащим образом. Отсутствуют сведения о границах земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления); границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).
В нарушение п. 22 Требований к подготовке межевого плана не представлены необходимые документы для постановки на государственный кадастровый учет объекта. В представленном межевом плане отсутствует утвержденный законодательством проект межевания территории.
Как усматривается из материалов дела, 16.06.2004 между ЗАО "Группа компаний "Дружба" и Комитетом по управлению имуществом заключен договора аренды 265-КИЗ на аренду земельного участка.
Согласно данному договору арендодатель (Комитетом по управлению имуществом) предоставляет, а арендатор (ЗАО "Группа компаний "Дружба") принимает в аренду земельный участкок с кадастровым номером 50:28:0010578:10, под строительство многоэтажных жилых домов, в соответствии с Постановлением Главы района от 05 марта 2004 г. N 559 (т. 1, л.д. 40 - 46).
22.03.2012 между ЗАО "Группа компаний "Дружба" и ООО "СМР Строй" заключен договор N 3 уступки прав аренды земельного участка, согласно которому ЗАО "Группа компаний "Дружба" передает ООО "СМР Строй" права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды N 265-КИ от 16 июня 2004 19.05.2017 между Комитетом по управлению имуществом и ООО "СМР Строй" заключено соглашение о расторжении договора аренды N 265-КИ от 16.06.2004 в связи с окончанием строительства.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово от 22.12.2020 N 2832 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и разделе земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10, государственная собственность на который не разграничена, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах" утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10 в измененных границах площадью 18 512 кв. м и образуемых из него двух земельных участков: земельного участка площадью 9 591 кв. м и земельного участка площадью 1 597 кв. м.
Комитет указал, что вместе с заявлением N КУВД-001/2021-20884362 о постановке на государственный кадастровый учет образуемых в результате раздела земельных участков площадью 9 591 кв. м и 1 597 кв. м, расположенных по адресу: обл. Московская, р-н Домодедовский, г. Домодедово, мкр. Западный, Комитетом по управлению имуществом в Управление Росреестра по Московской области также был представлен межевой план, подготовленный на основании утвержденной постановлением Администрации городского округа Домодедово схемы расположения земельных участков.
В межевом плане указаны сведения о границах земельных участков, в отношении которых проводятся кадастровые работы.
Суды указали, что из пояснений Местной Религиозной Организации Православный Приход Храма Новомучеников и Исповедников Домодедовских г. Домодедово Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви следует, что процесс оформления земельного участка для строительства храма по адресу: Московская область, город Домодедово, мкр. Западный, ул. Дружбы длится с 2007 года. Земельный участок под храм является частями земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0010578:08 и 50:28:0010578:10, которые постановлением Главы Домодедовского района N 3165 от 31.10.2003 и N 559 от 5.03.2004 были предоставлены в аренду ЗАО ГК "Дружба" на период строительства многоэтажных жилых домов в г. Домодедово.
В 2007 году ЗАО ГК "Дружба" добровольно отказалась от земельного участка площадью 0,306 га для строительства храма.
В сентябре 2007 был утвержден проект границ земельного участка под строительство храма, получены разрешения Ростехнадзора, Отдела экологии, Санитарноэпидемиологическое заключение, предоставлен земельный участок под строительство храма, разрешено проектирование храма. 20.11.2007 на новый приход был назначен настоятель, проведено Учредительное собрание, 31.01.2008 состоялась государственная регистрация религиозной организации.
В 2008 был согласован проект границ объекта землеустройства, согласован и утвержден акт выбора земельного участка, предоставлен в безвозмездное срочное пользование на срок строительства земельный участок под строительства храма, проведены публичные слушания, получено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта строительства храма, получены технические условия.
В 2009 проведены инженерные изыскания, разработан и согласован рабочий проект, проведено заседание Архитектурно-технического Совета при комитете архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Домодедово и 21.12.2009 получено разрешение на строительство храма, начаты земельные работы. В 2010 зарегистрирован адрес объекта недвижимости.
Суды отметили, что из письменных пояснений Комитета и устных пояснений Местной Религиозной организации следует, что на части земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10 располагается храм-часовня, которая в настоящее время ежедневно выполняет социально значимую функцию складирования и благотворительной раздачи взрослой и детской одежды и обуви, предметов первой необходимости малоимущим и многодетным семьям городского округа Домодедово.
Также на вышеуказанной части земельного участка располагаются линейные сооружения ливневой канализации храма, разрешение на размещение объекта получено Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово 10.02.2022.
Согласно утвержденному генеральному плану храма и согласованному рабочему проекту на этой части земельного участка планируется размещение газовой котельной для храма и выделенной зоны с отдельным въездом для парковки транспорта сотрудников храма и маломобильных групп населения.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета Управление Росреестра по Московской области в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете указало, что образуемые земельные участки не полностью входят в границы территориальной зоны "Общественно-деловая зона".
Суды, установив, что земельные участки площадью 9 591 кв. м и 1 597 кв. м образуются из земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010578:10 с сохранением последнего в измененных границах, указали, что так как земельный участок с кадастровым номером 50:28:0010578:10, согласно Карте градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, являющейся графической частью Правил землепользования и застройки городского округа Домодедово Московской области, расположен в зоне многоквартирной жилой застройки (Ж-1) и ранее предоставлялся в аренду под строительством многоэтажных жилых домов, то и образуемые земельные участки площадью 9 591 кв. м и 1 597 кв. м не пересекают границы территориальной зоны "Общественно-деловая зона". Доказательств обратного Управлением Росреестра по Московской области не представлено.
Суды отклонили довод об отсутствии в представленном межевом плане утвержденного в соответствии с действующим законодательством проекта межевания территории, который положен в основу отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, со ссылкой на п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также суды учли, что схема расположения на кадастровом плане территории земельных участков площадью 9 591 кв. м и 1 597 кв. м, образуемых в результате раздела земельного участка 50:28:0010578:10, была утверждена постановлением Администрации городского округа Домодедово от 22.12.2020 N 2832., которое не оспорено, не отменено, схема расположения земельных участков - не изменена.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 года по делу N А41-88628/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве основания отказа Управление Росреестра по Московской области сослалось на нарушение пунктов 22, 75, 76 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а также на то, что образуемые земельный участки не полностью входят в границы территориальной зоны "Общественно-деловая зона".
...
В нарушение п. 22 Требований к подготовке межевого плана не представлены необходимые документы для постановки на государственный кадастровый учет объекта. В представленном межевом плане отсутствует утвержденный законодательством проект межевания территории.
...
Суды отклонили довод об отсутствии в представленном межевом плане утвержденного в соответствии с действующим законодательством проекта межевания территории, который положен в основу отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, со ссылкой на п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф05-29068/22 по делу N А41-88628/2021