г. Москва |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А40-290967/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от АО "Тизприбор": Филимонов И.Н. по доверенности от 29.12.2021, паспорту;
от ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования": Габриелян М.С. по доверенности от 30.12.2021, паспорту;
от Управление Росреестра по г. Москве: Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022, удостоверению;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Филиппова Е.С. по доверенности от 28.07.2020, паспорту;
рассмотрев 15.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу АО "Тизприбор"
на решение от 13 мая 2022 года Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 28 июля 2022 года Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-290967/2021
по заявлению АО "Тизприбор"
к ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управление Росреестра по г. Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
АО "Тизприбор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее также - учреждение), Управлению Росреестра по городу Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по переоценке кадастровой стоимости здания общей площадью 4 099,6 кв. м с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 742 466 052,22 рублей по состоянию на 17.01.2020; признании незаконным Акта об утверждении кадастровой стоимости от 28.01.2020 N 02-394/20-1-ОКС, подготовленного ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", в части установления кадастровой стоимости Здания в размере 742 466 052,22 рублей, определенной по состоянию на 17.01.2020 г., об обязании Управления Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 742 466 052,22, определенной по состоянию на 17.01.2020, и включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 607 519 519,02 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2018 в рамках ГКО, и утвержденной распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 N 40557 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" представило отзыв с возражениями на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управление Росреестра по г. Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возражали против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив правильность применения судами норм права, суд округа пришел к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с передачей дела в Московский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого относится рассмотрение данного дела.
Судами установлено, что общество является собственником нежилого здания, кадастровый номер 77:01:0004002:1155, общей площадью 4 099,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопролетарская, д. 2/4, стр. 13 (далее - Здание), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2009 77 АЖ 992209.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 N 40557 была утверждена кадастровая стоимость Здания по состоянию на 01.01.2018 в размере 607 519 519,02 рубля (строка 690484). В соответствии с пунктом 4 Распоряжения указанная кадастровая стоимость должна была применяться, начиная с 01.01.2019.
В декабре 2020 года общество обнаружило, что 03.02.2020 в ЕГРН на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 28.01.2020 N 02-394/20-1-ОКС были внесены сведения о кадастровой стоимости Здания в размере 742 466 052,22 рублей, определенной по состоянию на 17.01.2020 и применяемой также с 17.01.2020. Указанный акт на официальном сайте ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (https://gcgs.ru/) в сети интернет обществом не обнаружен.
Посчитав, что кадастровая стоимость Здания изменена необоснованно, с техническими и (или) методологическими ошибками, общество в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке направило в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" обращение от 08.12.2020 об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В ответ на обращение общества ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" письмом от 18.12.2021 сообщило об отказе в его удовлетворении, приложив решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости от 18.12.2020 N 278/20.
Общество полагает, что 15.12.2020 вышеуказанные исправления Управлением Росреестра по городу Москве технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в части материала стен с "Из прочих материалов" на "Кирпичные" привели к увеличению кадастровой стоимости Здания с 607 519 519,02 руб. до 742 466 052,22 руб. по состоянию на 17.01.2020, что повлекло за собой существенное увеличение налоговой нагрузки на общество, поэтому действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на момент составления акта об утверждении кадастровой стоимости от 28.01.2020 N 02-394/20-1-ОКС в части пересчета кадастровой стоимости Здания по состоянию на 17.01.2020 являются незаконными.
В связи с указанными обстоятельствами общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Обжалуемые обществом судебные акты не содержат каких-либо выводов относительно компетенции арбитражного суда по рассмотрению настоящего спора.
Суды установили, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 года" и составляет 607 519 519, 02 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Письмом от 21.01.2020 N 51-172/2020 из Управления Росреестра по городу Москве в адрес учреждения поступила информация о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004002:1155.
На основании поступивших из Управления Росреестра по г. Москве сведений учреждение определило кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 742 466 052, 22 рублей и направило в адрес Управления Росреестра по г. Москве Акт об определении кадастровой стоимости от 28.01.2020 N 02-394/20-1-ОКС.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 742 466 052, 22 рублей была определена Учреждением по состоянию на 17.01.2020.
Изменение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 объяснено заинтересованным лицом изменением характеристики объекта недвижимого имущества "материал стен": предыдущее значение - "из прочих материалов"; значение по состоянию на 17.01.2020 - "кирпичные".
ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" была определена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 на основании сведений, поступивших из Управления Росреестра по городу Москве.
Суды пришли к выводу, что действия заинтересованных лиц соответствуют требованиям законодательства.
Между тем, исходя из характера спорных отношений не имеется оснований для отнесения рассматриваемого дела к компетенции арбитражных судов, предусмотренной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в арбитражный суд заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое заявление возвращается заявителю соответственно на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
В соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами", статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и частью 1 статьи 26 ГК РФ, дела по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости исключены из компетенции арбитражных судов с 06.08.2014.
Позиция об исключении дел об оспаривании результатов определения кадастровой оценки из компетенции арбитражных судов содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Таким образом, судом, уполномоченным на рассмотрение и разрешение споров о результатах определения кадастровой стоимости независимо от субъектного состава заявителей, является суд общей юрисдикции.
Согласно абзацу 4 пункта 1 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2 постановления Пленума ВС РФ N 28 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
В пункте 13 постановления Пленума ВС РФ N 28 разъяснено, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (в том числе, его местоположение, назначение, вид разрешенного использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 содержится позиция о том, что требования, связанные с применением норм земельного и градостроительного законодательства, предъявление которых не направлено на установление рыночной стоимости объекта недвижимости или на изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте, требованиями об оспаривании результатов кадастровой стоимости не являются.
В настоящем споре обществом заявлены требования в порядке главы 24 АПК РФ о незаконности действий регистрирующего органа, учреждения по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, также общество просит признать незаконным акт об утверждении кадастровой стоимости от 28.01.2020 N 02-394/20-1-ОКС, подготовленный учреждением, в части установления кадастровой стоимости Здания в размере 742 466 052,22 рублей, определенной по состоянию на 17.01.2020 г., обязать регистрирующий орган исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 742 466 052,22, определенной по состоянию на 17.01.2020, и включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004002:1155 в размере 607 519 519,02 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2018.
Таким образом, заявленные в настоящем споре требования фактически направлены именно на оспаривание результатов определения (изменения) кадастровой стоимости, что не относится к компетенции арбитражного суда.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что настоящий спор не относится к компетенции арбитражного суда, обжалуемые судебные акты подлежат отмене и передаче дела компетентному суду общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2022 года по делу N А40-290967/2021 отменить.
Передать дело А40-290967/2021 в Московский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Пленума ВС РФ N 28 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
В пункте 13 постановления Пленума ВС РФ N 28 разъяснено, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (в том числе, его местоположение, назначение, вид разрешенного использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф05-24795/22 по делу N А40-290967/2021