город Москва |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А41-76926/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Теплосервис-М": Макарова М.В. (дов. от 08.11.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Шмитова И.С. (дов. N 193 от 28.12.2021 г.);
от третьего лица АО "Одинцовская теплосеть": Широких Ю.А. (дов. N 15/22 от 10.01.2022 г.);
рассмотрев 17 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Теплосервис-М"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2022 г.,
по делу N А41-76926/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис-М"
к Администрации Одинцовского городского округа Московской области
о признании недействительным постановления от 30 июля 2021 г. N 2763 в части,
третье лицо: акционерное общество "Одинцовская теплосеть",
УСТАНОВИЛ: 30 июля 2021 г. Администрацией Одинцовского городского округа Московской области (далее - Администрация) было издано постановление N 2763 "О внесении изменений в Перечень единых теплоснабжающих организаций в границах Одинцовского городского округа Московской области, утвержденный постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 24 августа 2020 г. N 2078" (далее - постановление), в соответствии с которым в Перечень единых теплоснабжающих организаций в границах Одинцовского городского округа Московской области (далее - Перечень ЕТО) внесены сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Теплосервис-М" (далее - ООО "Теплосервис-М", общество, заявитель) (пункт 13).
Считая свои права нарушенными, ООО "Теплосервис-М" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации о признании недействительным постановления от 30 июля 2021 г. N 2763 в части указания ООО "Теплосервис-М" в Перечне ЕТО в границах Одинцовского городского округа Московской области и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из пункта 13 приложения к постановлению (Перечень единых теплоснабжающих организаций в границах Одинцовского городского округа Московской области); описание границ обслуживаемой территории, указанные в пункте 1 приложения к постановлению (Перечень единых теплоснабжающих организаций в границах Одинцовского городского округа Московской области), изложив в следующей редакции: "В границах Одинцовского городского округа и его населенных пунктов, установленных Законом Московской области от 25 января 2019 г. N 2/2019-ОЗ "Об объединении территории поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород", за исключением территорий, указанных в строках 2 - 12 настоящего Перечня" (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Одинцовская теплосеть" (далее - АО "Одинцовская теплосеть", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2022 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2022 г. решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2022 г. отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Теплосервис-М" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение Администрацией порядка включения общества в Перечень ЕТО.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Одинцовская теплосеть" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу от Администрации не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Теплосервис-М" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Администрации и АО "Одинцовская теплосеть" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - ЕТО) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении определение ЕТО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Порядок и критерии присвоения органом местного самоуправления статуса ЕТО установлен Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 3 Правил N 808 статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения решением главы местной администрации муниципального района в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса ЕТО на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).
Сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется:
в случае размещения в установленном порядке органами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проекта актуализированной схемы теплоснабжения;
в случае изменения границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, не влекущих за собой возникновение новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации;
в случаях, указанных в пунктах 14 и 28 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Требования N 154).
В силу пункта 11 Правил N 808 в случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса ЕТО, статус ЕТО присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления в части указания сведений об ООО "Теплосервис-М" в Перечень ЕТО в границах Одинцовского городского округа Московской области, поскольку общество в установленном законодательством порядке заявку о присвоении статуса ЕТО в границах Одинцовского городского округа Московской области в Администрацию не направляло и решение о присвоении ООО "Теплосервис-М" статуса ЕТО Администрацией также не принималось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление в части пункта 13 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ООО "Теплосервис-М" является единственной возможной ЕТО для микрорайона Трехгорка, ул. Чистяковой, ул. Кутузовская, ул. Сколковская в городе Одинцово Московской области.
При этом судом принято во внимание, что согласно странице 95 Схемы теплоснабжения, утвержденной распоряжением Министерства энергетики Московской области от 30 декабря 2020 г. N 392-р "Об утверждении схемы теплоснабжения Одинцовского уродского округа Московской области на период с 2020 по 2035 год", в ее верхней части посередине изображен микрорайон Трехгорка и обозначено, что в данном микрорайоне находятся всего три источника теплоснабжения: котельная "Трехгорка-1" - правообладатель АО "Одинцовская теплосеть", котельная "ул. Чистяковой 30" - правообладатель ООО "Теплосервис-М" на основании договора аренды от 20 июня 2020 г. N 20/06/2020-Ар-К-ОЧ, БМК "Импульс" - правообладатель ООО "Теплосервис-М".
Согласно утверждаемой части Схемы теплоснабжения (страница 123, строка 127), утвержденной распоряжением Министерства энергетики Московской области от 30 декабря 2020 г. N 392-р, установленная тепловая мощность котельной, расположенной по адресу: г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 30 - 92, 88 Ккал/ч, тепловая мощность БМК "Импульс" - 24,68 Ккал/ч.
Таким образом, принадлежащие ООО "Теплосервис-М" в микрорайоне Трехгорка источники теплоснабжения имеют суммарную рабочую тепловую мощность 117,56 Ккал/ч, в то время как источник теплоснабжения, принадлежащий АО "Одинцовская теплосеть", имеет рабочую тепловую мощность - 30,96 Ккал/ч, что подтверждается схемой теплоснабжения (страница 101 строка 15), утвержденной распоряжением Министерства энергетики Московской области от 30 декабря 2020 г. N 392-р.
Следовательно, ООО "Теплосервис-М" в соответствии с действующим законодательством является единственной возможной ЕТО для микрорайона Трехгорка, ул. Чистяковой, ул. Кутузовская, ул. Сколковская.
Судом также указано на то, что назначение АО "Одинцовская теплосеть" постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 24 августа 2020 г. N 2078 в качестве ЕТО в границах Одинцовского городского округа и его населенных пунктов ранее произошло исключительно из-за сокрытия информации ООО "Теплосервис-М" о заключении договора аренды от 20 июня 2020 г. на котельную по ул. Чистякой 30, что не позволило своевременно актуализировать схему теплоснабжения должным образом.
Отклоняя доводы общества о том, что в отношении него Администрацией решение о наделении его статусом ЕТС не принималось, суд указал на то, что пунктом 1 постановления Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 24 августа 2020 г. N 2078 "Об определении единых теплоснабжающих организации в границах Одинцовского городского округа Московской области" установлено определить в границах Одинцовского городского округа Московской области ЕТО согласно Приложению к настоящему постановлению. Оспариваемым постановлением внесены изменения в Перечень, являющийся указанным приложением к указанному постановлению.
Таким образом, общество прямо определено в качестве ЕТС уполномоченным органом в границах мкр. Трехгорка, ул. Чистяковой, ул. Кутузовская, ул. Сколковская города Одинцово Московской области.
Ссылки общества на наделение АО "Одинцовская теплосеть" статусом гарантирующей организации по водоснабжению на территории Одинцовского городского округа также были отклонены судом, поскольку не влияет на законность наделения ООО "Теплосервис-М" статусом ЕТО для микрорайона Трехгорка города Одинцово, так как действующее законодательство не предусматривает наделение организации статусом ЕТО в зависимости от наделения ее статусом гарантирующего поставщика по водоснабжению.
Доводы общества о том, что у ООО "Теплосервис-М" отсутствует тариф на реализацию тепловой энергии конечным потребителям, отклонены судом апелляционной инстанции с указанием на то, что распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2020 N 328-р и от 08 ноября 2021 г. N 198-р для ООО "Теплосервис-М" были утверждены тарифы для категории населения и прочие.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2022 г. по делу N А41-76926/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Теплосервис-М" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса ЕТО на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).
...
в случаях, указанных в пунктах 14 и 28 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Требования N 154).
В силу пункта 11 Правил N 808 в случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса ЕТО, статус ЕТО присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2022 г. N Ф05-29118/22 по делу N А41-76926/2021