г. Москва |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А40-58717/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Первый хладокомбинат": Масликова Д.С. по дов. от 09.02.2022,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве: Ноберцева Л.В. по дов. от 17.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А40-58717/2022
по заявлению ОАО "Первый хладокомбинат"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказ
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ПЕРВЫЙ ХЛАДОКОМБИНАТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд город Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление) о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта капитального строительства - нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003034:3529, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Красносельская Верхн. д. 3А, выраженный Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета от 29.12.2021 N КУВД-001/2021-39149682/10.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве собственности принадлежит объект капитального строительства - нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003034:3529, расположенный по адресу: Москва, улица Красносельская Верхн. дом 3А.
20.09.2021 с целью осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558-1516142-1, с приложением технического плана.
Уведомлением от 29.09.2021 регистрирующим органом приостановлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, по мотиву несоответствия представленного технического плана приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", а именно: в нарушение пункта 66 Требований неверно определены границы помещения; в нарушение пунктов 62, 63 Требований на планах этажей отсутствуют линейные размеры для отдельных помещений (например, ком. 154 2-й этаж и др.); в нарушение пунктов 27, 51 Требований в разделе "исходные данные" отсутствуют сведения о документе, на основании которого подготавливался технический план.
В целях устранения обнаруженных недостатков и осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, заявителем и кадастровым инженером проведены дополнительные работы и 20.10.2021 скорректированный с учетом обоснованных замечаний технический план был вновь предоставлен на рассмотрение в регистрирующий орган.
03.11.2021 в адрес заявителя направлено уведомление N КУВД-001/2021-39149682/3 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, содержащее только одно замечание о нарушении п. 66 Требований (неверно определены границы помещения).
18.11.2021 заявитель вновь обратился в регистрирующий орган с заявлением о представлении дополнительных документов N MFC-0558/2021-1851654-1 с приложением скорректированного технического плана, в котором в целях устранения причины приостановления касающейся нарушения п. 66 Требований на планах этажей из границ помещения исключены вентиляционные короба, лифтовые шахты на 2 этаже и антресоли 2 этажа (т.к. относятся к вспомогательным помещениям).
19.11.2021 регистрирующим органом в адрес заявителя направлено уведомление N КУВД-001/2021-39149682/5 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, аналогичное по содержанию с уведомлением от 03.11.2021.
15.12.2021 заявитель вновь обратился с заявлением о представлении дополнительных документов N MFC-0558/2021-2026623-1, с приложением скорректированного технического плана, в котором граница помещения указаны в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, согласно расширенной выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 18.02.2021 N КУВИ-002/2021-13801388.
20.12.2021 заявителем получено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, содержащее новое замечание: в нарушение пунктов 34, 50 Требований в разделе "заключение кадастрового инженера" отсутствует обоснованный вывод о контуре и площади объекта (в контур включены короба не входящие в площадь помещения).
Уведомлением от 29.12.2021 N КУВД001/2021-39149682/9 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно части 6 статьи 1 Закона N218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Требований, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В представленном техническом плане сведения об инвентарном (условном) номере указаны в соответствии со сведениями ЕГРН, полученным на основании расширенной электронной выписки, входящей в состав технического плана. При этом в указанной выписке отсутствует дата присвоения, а также организация, присвоившая номер.
В соответствии с пунктом 51 Требований для оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами синего цвета был подготовлен внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж (абрис) с обозначением данных, необходимых для оформления планов этажей, что подтверждается содержанием представленного технического плана. Чертеж (абрис) подготовлен в соответствии с пунктом 21 требований - скан документа соответствует его бумажному оригиналу 1:1.
В соответствии пунктом 21 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1.
Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi.
Технический план подготовлен в связи с изменением сведений о внутренней планировке и площади объекта в полном соответствии с Требованиями.
На основании проектной документации на изменение части объекта, выполненной проектной ООО "Московский Кадастровый Центр" произведены строительные работы по изменению внутренней планировки помещения, а именно: демонтированы ненесущие перегородки, возведены перегородки из легкого гипсокартона и перегородки из светопрозрачных конструкций, в связи с чем изменились площадь и состав комнат объекта.
Согласно пункту 11 Приложения N 2 к приказу Росреестра N П/0393 от 23.10.2020, площадь нежилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок.
Расстояния, применяемые для определения площади нежилого помещения, измеряются высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола.
В проектной документации N ПП-18-12-08 от 03.12.2018, входящей в состав технического плана, площадь помещения посчитана с учетом вышеуказанного пункта. В результате строительных работ площадь помещения изменилась с 20.968,4 кв. м на 21. 182,6 кв. м за счет демонтированных перегородок.
При подготовке поэтажных планов Объекта были использованы условные обозначения, предусмотренные пунктом 52 Требований, а также необходимые дополнительные условные знаки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный заявителем для осуществления государственного кадастрового учета технический план соответствует требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами перовой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А40-58717/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
...
В соответствии пунктом 21 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1.
...
Согласно пункту 11 Приложения N 2 к приказу Росреестра N П/0393 от 23.10.2020, площадь нежилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф05-30381/22 по делу N А40-58717/2022