город Москва |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А40-29263/22-17-213 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС"": Бускина А.А. (дов. от 01.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Джилавян Л.А. (дов. N ГИН-Д-58087/21 от 29.12.2021 г.);
рассмотрев 23 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2022 г., по делу N А40-29263/22-17-213
по заявлению акционерного общества "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10 февраля 2022 г. N 160-ЗУ/9069852-22,
УСТАНОВИЛ:
14 декабря 2021 г. инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Юго-западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании задания начальника управления Госинспекции по недвижимости от 14 декабря 2021 г. N 9069852 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005005:29, площадью 4 798 кв.м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Болотниковская, вл. 38 (далее - земельный участок).
По данным информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок земельно-правовыми отношениями не обременен.
В границах указанного земельного участка размещен комплекс строений, принадлежащий на праве собственности акционерному обществу "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" (далее - АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС", общество, заявитель), состоящий из:
одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0005005:2781 с адресным ориентиром: ул. Болотниковская, д. 38, стр. 1, 2006 года постройки, общей площадью 628,8 кв. м (запись регистрации от 25 декабря 2012 г. N 77-77-15/034/2012-987);
одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0005005:2775 с адресным ориентиром: ул. Болотниковская, д. 38, стр. 2, 2006 года постройки, общей площадью 272,9 кв. м (запись регистрации от 25 декабря 2012 г. N 77-77-15/034/2012-987);
одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0005005:2774 с адресным ориентиром: ул. Болотниковская, д. 38, стр. 3, 2006 года постройки, общей площадью 324,7 кв. м (запись регистрации от 25 декабря 2012 г. N 77-77-15/034/2012-998);
одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0005005:2782 с адресным ориентиром: ул. Болотниковская, д. 38, стр. 4, 2006 года постройки, общей площадью 446,1 кв. м (запись регистрации от 25 декабря 2012 г. N 77-77-15/034/2012-978);
двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0005005:2783 с адресным ориентиром: ул. Болотниковская, д. 38, стр. 5, 2006 года постройки, общей площадью 360 кв. м (запись регистрации от 25 декабря 2012 г. N 77-77-15/034/2012-992).
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005005:29 был предоставлен АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" по договору краткосрочной аренды на период строительства от 27 апреля 2007 г. N М-06-508831 для проектирования и строительства некапитальной автобазы (в составе административно-бытовой корпус, ангары, КПП, склад) сроком до 30 сентября 2007 г. (статус договора - не действует).
Земельный участок вблизи земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005005:29 площадью около 1 080 кв.м на государственный кадастровый учет не поставлен, земельно-правовыми отношениями не оформлен, при этом используется также обществом без оформленных правоустанавливающих документов.
По итогам заседания Градостроительно-земельной комиссии принято решение от 20 мая 2021 г. N 18 согласиться с прекращением реализации инвестиционного проекта строительства некапитальной автобазы (в составе административно-бытовой корпус, ангары, КПП, склад) по адресу: Болотниковская ул., влд. 38 с кадастровым номером 77:06:0005005:29 и расторжением договора аренды земельного участка от 27 апреля 2007 г. N М-06-508831 в одностороннем порядке путем направления арендатору земельного участка уведомления об отказе от договора аренды в соответствии со статьями 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
02 июля 2021 г. Департаментом городского имущества города Москвы в адрес АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" направлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от 27 апреля 2007 г. N М-06-508831.
Согласно данным Департамента городского имущества города Москвы договор о предоставлении земельного участка обществу в пользование на условиях аренды не оформлен.
Таким образом, АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" занимает и использует земельный участок с нарушением установленных нормативно-правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования участка.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте выездного обследования от 14 декабря 2021 г. N 9069852, произведенной фотосъемкой, протоколом осмотра территории от 14 декабря 2021 г. N 9069852, протоколом инструментального обследования от 14 декабря 2021 г. N 9069852.
На основании полученных данных 18 января 2022 г. в отношении АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" был составлен протокол об административном правонарушении N 9069852, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 10 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении N 160-ЗУ/9069852-22 АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы, ссылаясь на принятие мер, направленных на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госинспекции по недвижимости против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (пункт 7 статьи 4 Закона о землепользовании).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона о землепользовании основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.
Частью 2 статьи 4 Закона о землепользовании предусмотрено, что органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Из части 3 статьи 4 Закона о землепользовании следует, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
Статья 8 Закона о землепользовании определяет порядок предоставления органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду.
Законом о землепользовании также установлено, что использование земли в городе Москве является платным, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Формами платы за использование земельных участков являются земельный налог и арендная плата (статья 17).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о землепользовании органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 3 Закона о землепользовании к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
Действия, связанные с использованием земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что в ходе проведенной проверки установлено, что общество занимает и использует земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005005:29 под размещение нежилых зданий, а также соседний земельный участок (не поставлен на кадастровый учет) в отсутствие оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений.
Отклоняя доводы общества о принятии им мер, направленных на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе направление письма в адрес Департамента городского имущества города Москвы с просьбой не расторгать договор аренды земельного участка до рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела N А40-184048/18, в рамках которого рассматривался вопрос относительно признания самовольными построек, находящихся на земельном участке площадью 4 798 кв.м с кадастровым номером 77:06:0005005:29, суд апелляционной инстанции указал на то, что выводы суда, сделанные в рамках дела N А40-184048/18, подтверждают факт использования обществом земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005005:29 под размещение нежилых зданий без нарушения порядка оформления документов, являющихся основанием для использования земельного участка.
Между тем, судом установлено, что обществом также используется соседний земельный участок площадью около 1 080 кв.м, расположенный вблизи земельного участка по адресу: ул. Болотниковская, вл. 38 (кн: 77:06:0005005:29), который на государственный кадастровый учет не поставлен и земельно-правовыми отношениями не оформлен, в связи с чем пришел к выводу о том, что земельный участок площадью около 1 080 кв.м используется с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка, в связи с чем в действиях заявителя содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы.
Вина АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" в совершении административного правонарушения установлена.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении кооператива вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" приведены доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения.
Приведенные доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2022 г. по делу N А40-29263/22-17-213 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что в ходе проведенной проверки установлено, что общество занимает и использует земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005005:29 под размещение нежилых зданий, а также соседний земельный участок (не поставлен на кадастровый учет) в отсутствие оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений.
Отклоняя доводы общества о принятии им мер, направленных на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе направление письма в адрес Департамента городского имущества города Москвы с просьбой не расторгать договор аренды земельного участка до рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела N А40-184048/18, в рамках которого рассматривался вопрос относительно признания самовольными построек, находящихся на земельном участке площадью 4 798 кв.м с кадастровым номером 77:06:0005005:29, суд апелляционной инстанции указал на то, что выводы суда, сделанные в рамках дела N А40-184048/18, подтверждают факт использования обществом земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005005:29 под размещение нежилых зданий без нарушения порядка оформления документов, являющихся основанием для использования земельного участка.
Между тем, судом установлено, что обществом также используется соседний земельный участок площадью около 1 080 кв.м, расположенный вблизи земельного участка по адресу: ул. Болотниковская, вл. 38 (кн: 77:06:0005005:29), который на государственный кадастровый учет не поставлен и земельно-правовыми отношениями не оформлен, в связи с чем пришел к выводу о том, что земельный участок площадью около 1 080 кв.м используется с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка, в связи с чем в действиях заявителя содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения АО "СТРОЙТЕПЛОСЕРВИС" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении кооператива вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2022 г. N Ф05-30079/22 по делу N А40-29263/2022