г. Москва |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А40-31373/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ПАО "Сбербанк" в лице филиала Московского банка "ПАО Сбербанк": Антипова О.А. по дов. от 10.09.2021,
от Управления Росреестра по Москве: Власов Д.Е. по дов. от 17.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 по делу N А40-31373/2022
по заявлению ПАО "Сбербанк" в лице филиала Московского банка "ПАО Сбербанк"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк" в лице филиала Московского банка ПАО Сбербанк (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, оформленного Уведомлением N КУВД-001/2021-37460424/8 от 20.12.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: 77:01:0002004:2633, площадью 521,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 61, стр. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 77АЖ N 015654 от 13.07.2007, выданным Управлением (запись регистрации N 77-01/01-1222/2004-617).
Документом-основанием права собственности заявителя на нежилое помещение является договор купли-продажи N 014/КП от 20.12.2004, заключенный между Банком и ООО "Промтехнедвижимость". Технические характеристики нежилого помещения, в том числе площадь и планировка, были отражены в экспликации помещения от 15.01.2002.
В период с 07.09.2012 по 14.11.2014 на основании Проекта переустройства N б.н. от 01.01.2011, составленного ООО ПСО "ГЛОРИЯ", проводились работы по переустройству и перепланировке нежилого помещения (документ в полном объеме приведен в приложении к техническому плану помещения от 10.11.2021, стр. 10 - 40). Выполненные работы были признаны соответствующими проекту переустройства и требованиям нормативных документов комиссией в составе представителей: Мосжилинспекции (председатель комиссии), авторского надзора проектной организации, заявителя (заказчика) и исполнителя (производителя работ).
Этот факт подтверждается актом о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от 25.11.2014 (, утвержденным начальником Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по ЦАО Чекановским Ю.Л. 25.11.2014 (документ приведен в Приложении к Техническому плану помещения от 10.11.2021, стр. 41-42). Согласно пункту 1 резолютивной части акта от 25.11.2014 комиссия решила: "считать предъявленные комиссии работы выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов", а также снять с контроля распоряжение Мосжилинспекции N Ц-1711-12/А126089 от 07.09.2012 (пункт 2 резолютивной части акта от 25.11.2014).
В силу пункта 4 резолютивной части акта от 25.11.2014 комиссией принято решение: "считать настоящий акт основанием для изменений в поэтажные планы и экспликации органов технической инвентаризации".
Неотъемлемой частью акта от 25.11.2014 являются исполнительские чертежи, на которых имеется штамп Государственной жилищной инспекции города Москвы (чертеж приведен в Приложении к Техническому плану помещения от 10.11.2021, стр. 43).
Согласно экспликации к поэтажному плану здания (помещения) по состоянию на 01.09.2021 в результате выполнения работ по переустройству и перепланировке площадь нежилого помещения изменилась с 521,8 (пятьсот двадцать один целых и восемь десятых) кв. м на 510,2 (пятьсот десять целых и два десятых) кв. м. Помимо этого, изменилась планировка нежилого помещения, что подтверждается поэтажными планами нежилого помещения, что отражено на стр. 7-8 Технического плана помещения от 10.11.2021.
09.09.2021 в целях изменений сведения в ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости в части площади и планировки после проведенного переустройства и перепланировки нежилого помещения заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.09.2021. Среди документов, направленных заявителем Управлению, был представлен технический план помещения от 01.09.2021.
Уведомлением N КУВД-001/2021-37460424 от 20.09.2021 Управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений приостанавливается до 20.12.2021 на основании пунктов 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Во исполнение Уведомления заявителем были представлены дополнительные документы, в частности, измененный и дополненный технический план помещения от 10.11.2021, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 05.10.2021 и описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 12.11.2021.
20.12.2021 Уведомлением N КУВД-001/2021-37460424/8 Управление отказало заявителю в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимого имущества.
Управление указало, что при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено, что в отношении помещения проведены работы, не предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" (далее - Постановление 508-ПП), а также Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", например, устройство вентиляционной шахты в уровне антресоли, что является нарушением предъявляемых к техническому плану помещений требований, предусмотренных частью 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно с положениями Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением N 508-ПП утверждены Требования к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (далее - Требования к переустройству / перепланировке). Согласно пункту 2.1.1 Требований к переустройству / перепланировке к работам по переустройству относятся установка в нежилых помещениях дополнительного оборудования (инженерного, технологического, санитарно-технического) или перенос существующего с прокладкой дополнительных подводящих сетей.
Установление вентиляционной шахты в уровне антресоли является частным случаем переустройства в виде установки/переноса в нежилом помещении дополнительного технического оборудования. Данная вентиляционная шахта, установленная на уровне антресоли, отображена в графической части (Исполнительские чертежи) как Проекта переустройства (Приложение к Техническому плану от 10.11.2021, стр. 38), так и акта от 25.11.2014 (Приложение к Техническому плану от 10.11.2021, стр. 43). Данные чертежи (графическая часть) являются неотъемлемыми составляющими и Проекта переустройства, и акта от 25.11.2014 и надлежащим образом заверены печатью Мосжилинспекции.
Следовательно, отсутствие этой информации в текстовой части акта не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимости и не может рассматриваться как доказательство проведения непредусмотренных действующим законодательством работ по переустройству / перепланировке нежилых помещений.
Кроме того, Требования к переустройству / перепланировке не содержат запрета по устройство вентиляционной шахты в уровне антресоли. Так, на основании Требований к переустройству / перепланировке запрещены: ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции, демонтаж (частично или полностью) вентиляционных и технических коробов (п. 10.5 Требований к переустройству / перепланировке); устройство на главном фасаде многоквартирного дома вентиляционных коробов (п. 10.21 Требований к переустройству / перепланировке); устройство новой антресоли или увеличение площади существующей антресоли в случае, если сумма площадей антресолей будет превышать 40 процентов площади перепланируемого помещения (п. 10.23 Требований к переустройству / перепланировке).
Следовательно, в пункте 10 Требований к переустройству / перепланировке закреплен исчерпывающий перечень запретов при проведении работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, который не подлежит расширительному толкованию и не включает в себя вид работ, указанный Решении от 20.12.2021.
Ввиду изложенного, ответчиком не обоснован и не доказан факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в части несоответствия Технического плана помещения от 10.11.2021 требованиям действующего российского законодательства, регламентирующего организацию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах. Оснований для приостановления и отказа в совершении действий по государственному кадастровому учету изменений площади и планировки Нежилого помещения отсутствовали, а значит, решение от 20.12.2021 не соответствует действующему законодательству.
Отказывая в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости Управление лишило заявителя возможности отразить актуальные сведения о площади и планировке после проведенного переустройства и перепланировки нежилого помещения в ЕГРН. Тем самым права и законные интересы заявителя были нарушены.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план.
Технический план представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (часть 4 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 и части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им доку менты отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета предусмотрены в статьях 26 и 27 Закона N 218-ФЗ, соответственно.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 по делу N А40-31373/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Технический план представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (часть 4 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 и части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им доку менты отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета предусмотрены в статьях 26 и 27 Закона N 218-ФЗ, соответственно."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2022 г. N Ф05-29901/22 по делу N А40-31373/2022