город Москва |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А40-29938/22-149-229 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Бельской М.Е. (дов. N ДКРС-265/Д от 10.09.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ЦУ Ростехнадзора: Федорова И.В. (дов. N Д-210-228 от 21.11.2022 г.);
рассмотрев 24 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЦУ Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2022 г.,
по делу N А40-29938/22-149-229
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным предписания от 27 декабря 2021 г. N 5.2-1276-ан-П/0383-2021,
УСТАНОВИЛ: 27 декабря 2021 г. на основании решения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, административный орган) от 23 декабря 2021 г. N Р-210-1276-рш проведена внеплановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель), осуществляющего реконструкцию объекта капитального строительства: "Развитие железнодорожной инфраструктуры Московской железной дороги на Курском направлении. Реконструкция участка Люблино - Подольск в связи с изменением специализации III и IV главных путей". Реконструкция станций Подольск, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, город Подольск" (далее - объект), с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от 03 сентября 2021 г. N 5.2-324-пл-П/0259-2021.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27 декабря 2021 г. N 5.2-1276-вн-А0842-2021, в котором указано на нарушение обществом порядка при реконструкции объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, в части введения эксплуатации железнодорожных путей, платформ, административно-бытового корпуса без разрешения на ввод в эксплуатацию, а также на непредставление обществом документов, предусмотренных Правилами формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2057, а именно: обращение застройщика о готовности объекта линейной инфраструктуры железнодорожного транспорта; решение организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию, о формировании комиссии с утверждением ее состава; документы, подтверждающие направление в орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство соответствующего линейного объекта следующих документов: решения о формировании комиссии; решение комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации содержащие следующие сведения: наименование линейного объекта инфраструктуры; наименование застройщика или технического заказчика; наименование лица, осуществляющего строительство; наименование организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры; срок временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры; предельная скорость движения транспортных средств.
27 декабря 2021 г. ЦУ Ростехнадзора выдано предписание N 5.2-1276-ан-П/0383-2021 (далее - предписание), в соответствии с которым ОАО "РЖД" предписано в срок до 27 марта 2022 г. устранить выявленные нарушения, выразившиеся в осуществлении эксплуатации объекта, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, без разрешения на ввод его в эксплуатацию (эксплуатация железнодорожных путей, платформ, административно-бытового корпуса).
Считая свои права нарушенными, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о признании незаконным указанного предписания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2022 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным предписание ЦУ Ростехнадзора от 27 декабря 2021 г. N 5.2-1276-ан-П/0383-2021.
В кассационной жалобе ЦУ Ростехнадзора просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение обществом процедуры ввода во временную эксплуатацию объекта капитального строительства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ЦУ Ростехнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 254-ФЗ) установлены особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Частью 9 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ предусмотрено, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 данной статьи.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации", вступившим в силу 22 декабря 2020 г.
Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта также устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ).
Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правила подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правила осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 35 (вступившие в силу 03 февраля 2021 г.).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2020 г. N 2278-р "Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Перечень) утвержден перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В пункт 2 Перечня включены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги", инвестиционной программе открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку реконструкция объекта капитального строительства в полном объеме обществом не завершена, а временная эксплуатация объекта осуществляется на основании актов от 26 ноября 2021 г. N 11-12 до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ.
При этом судами сделаны выводы о соблюдении ОАО "РЖД" порядка ввода во временную эксплуатацию объекта.
Так, решением комиссии составлен акт приемки во временную эксплуатацию законченного строительством объекта и установлено, что предъявленные комиссии работы для открытия движения по вновь построенным путям, реализованные в рамках объекта выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, требованиям ПТЭ и принимаются с открытием движения во временную эксплуатацию (Островная пассажирская платформа N 2).
После завершения строительно-монтажных работ на иных этапах реализации объекта составлены акты рабочей комиссии по приемки во временную эксплуатацию от 26 ноября 2021 г. N 11 (береговая пассажирская платформа N 1, пассажирская островная платформа N 2, подземный вестибюль и реконструируемая часть тоннеля) и N 12 (входной вестибюль).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию заказчик строительства получает на стадии полного завершения выполнения работ по строительству или реконструкции объектов, но данные требования не относятся к завершившимся работам по выполнению этапа строительства объекта или его части. Приемочная комиссия, назначаемая Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, создается после завершения всех работ на объекте и на стадии ввода всего объекта в эксплуатацию и до получения разрешения на ввод в эксплуатацию допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства.
Судами также указано на то, что общество с уведомлением об окончании работ в административный орган не обращалось.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2022 г. по делу N А40-29938/22-149-229 оставить без изменения, кассационную жалобу ЦУ Ростехнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункт 2 Перечня включены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги", инвестиционной программе открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку реконструкция объекта капитального строительства в полном объеме обществом не завершена, а временная эксплуатация объекта осуществляется на основании актов от 26 ноября 2021 г. N 11-12 до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона N 254-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф05-28578/22 по делу N А40-29938/2022