г. Москва |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А41-27315/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Матюшенковой Ю.Л., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Полковников М.М. по дов. от 10.01.2022,
от ответчика: Макеев А.Н. по дов. от 13.08.2022,
рассмотрев 28 ноября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области"
на решение от 09 июня 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
постановление от 22 августа 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по иску жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области"
к ООО "Медгруп"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ МО "ДЕЗ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "МЕДГРУП" о взыскании штрафа в размере 2 020 268 руб. 09 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 33 101 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2022 года, решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2022 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Государственное казенное учреждение Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) заключен государственный контракт от 11.06.2021 N 0148200005421000263 на поставку эндоскопического оборудования - лот 14.2, согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку эндоскопического оборудования - лот 14.2 (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 5 к контракту), и надлежащим образом оказать услуги по вводу товара в эксплуатацию (доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию товара, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов получателя, эксплуатирующих товар и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание товара правилам эксплуатации и технического обслуживания товара в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) товара) (далее - услуги), а заказчик обязуется в порядке, и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить исполненные обязательства по контракту.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 20.09.2021 N 1) цена контракта, составляет 404 05З 618 руб. 93 коп., включая НДС 20% от суммы 40 984 300 руб. 56 коп., что составляет 6 830 716 руб. 78 коп., сумма 363 069 318 руб. 37 коп. НДС не облагается на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком в соответствии с пунктом 1.3 контракта в течение 120 дней с даты заключения контракта.
Услуги по вводу товара в эксплуатацию должны быть оказаны поставщиком не позднее 120 дней с даты заключения контракта (пункт 7.3 контракта).
На основании пункта 11.7 контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, штрафа устанавливается в размере 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно) (подпункт "г" пункта 11.7 контракта).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что с учетом установленного контрактом срока товар должен был быть поставлен и услуги оказаны в срок до 09.10.2021.
Однако ответчик допустил ненадлежащее исполнение обязательств, а именно - указанные обязательства в полном объеме фактически исполнены ответчиком только 15.12.2021.
Данные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для взыскания с ответчика штрафа, предусмотренного пунктом 11.7 контракта.
Претензия, направленная истцом ответчику, осталась без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчик исполнил взятые на себя обязательства ненадлежащим образом, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что контракт исполнен в декабре 2021 года, размер начисленных штрафов не превышает 5% цены контракта, пришел к выводу о том, что в случае наличия оснований для взыскания заявленного истцом штрафа, он подлежал бы списанию на основании Правил N 783 и не может быть взыскан с ответчика.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что согласно условиям контракта ответчик должен был исполнить обязательства по поставке товара и оказанию услуг в срок до 09.10.2021, однако фактически обязательства ответчиком исполнены 15.12.2021, то есть с нарушением установленного срока.
В то же время часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, пункт 11.7 контракта, на основании которого истец начислил предъявленный к взысканию штраф, не предусматривают начисление штрафа в случае исполнения обязательств по контракту с нарушением сроков, о чем прямо указано в названных норме закона и условии контракта.
Кроме того, на основании пункта 9.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 783 предусмотрено, что основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 этих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
По смыслу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и Правил N 783 списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта при соблюдении указанных в них условий являются именно обязанностью заказчика.
При этом наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что контракт исполнен в декабре 2021 года, размер начисленных штрафов в любом случае не превышает 5% цены контракта, что сторонами не оспаривается.
Как обоснованно указано судами, в случае наличия оснований для взыскания заявленного истцом штрафа, он подлежал бы списанию на основании Правил N 783 и не может быть взыскан с ответчика.
Довод заявителя о том, что требования Постановления N 783 в редакции, действовавшей на момент возникновения и распространения спорных правоотношений не применимы к обстоятельствам начисления и уплаты неустоек, поскольку обязательства по контракту исполнены Поставщиком в полном объеме лишь в 2021 году, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку основания для взыскания штрафа по п. 11.7 Контракта в данном случае отсутствуют.
Так, в обоснование начисления штрафа по п. 11.7 Контракта истец ссылается на несвоевременный ввод оборудования в эксплуатацию.
Штрафы по п. 11.7 Контракта начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, то есть названный пункт не предусматривает начисление штрафа в случае исполнения обязательств по контракту с нарушением сроков.
Кроме того, услуги по Контракту, к которым относится и ввод оборудования в эксплуатацию, хотя и регулируются отдельным разделом 7 Контракта, фактически в Контракте их цена отдельной строкой не выделена.
Более того, как подтверждено представителем ответчика, Заказчик (истец) самостоятельно удержал при окончательном расчете неустойку за просрочку на 67 календарных дней (с 10.10.2021 по 15.12.2021 включительно) поставки товара и ввода его в эксплуатацию, в соответствии с п. 11.6 Контракта в размере 1.415.375 руб. Никаких других нарушений, кроме просрочки исполнения обязательств Поставщик не допустил.
В подтверждение своих доводов о возможности одновременного взыскания штрафа и неустойки по государственному контракту заявитель ссылается на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 по делу N А33-28174/2015, из которого следует, что фактическое неисполнение обязательства (ненадлежащее исполнение) не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара).
Однако, ссылка на данное Определение является некорректной, поскольку в данном деле Поставщик не поставил Товар полностью, в связи с чем Заказчик расторг Контракт.
В настоящем же деле Поставщик полностью исполнил условия Контракта, хотя и с просрочкой исполнения, за что ему была начислена неустойка по п. 11.6 Контракта.
На основании вышеизложенных обстоятельств, учитывая отсутствие оснований для начисления штрафа по п. 11.7 Контракта, суды делают правильный вывод об отказе в иске.
В судебных актах содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судами фактов, выводы судов аргументированы.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2022 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2022 года по делу N А41-27315/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Ю.Л. Матюшенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что требования Постановления N 783 в редакции, действовавшей на момент возникновения и распространения спорных правоотношений не применимы к обстоятельствам начисления и уплаты неустоек, поскольку обязательства по контракту исполнены Поставщиком в полном объеме лишь в 2021 году, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку основания для взыскания штрафа по п. 11.7 Контракта в данном случае отсутствуют.
...
В подтверждение своих доводов о возможности одновременного взыскания штрафа и неустойки по государственному контракту заявитель ссылается на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 по делу N А33-28174/2015, из которого следует, что фактическое неисполнение обязательства (ненадлежащее исполнение) не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф05-29366/22 по делу N А41-27315/2022