г. Москва |
|
6 декабря 2022 г. |
Дело N А40-206472/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Гришиной Т.Ю.
судей Бочаровой Н.Н., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца - Леднев Е.Э., дов. от 01.01.2022 N 28/01/2022
от ответчика - Зенов А.Р,, дов. от 04.12.2020 N МОСК-58/Д
от Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 1" - не яв., изв.
от Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2" - Сильветров М.А., дов. от 15.07.2020 N 374-ДП, Булгаков И.А., дов. от 16.11.2021 N 291
от Акционерного общества "Омк стальной путь" - не яв., изв.
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 24.05.2022,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 23.08.2022,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтная компания "Новотранс"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
третьи лица Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 1", Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 2", Акционерное
общества "Омк стальной путь"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтная компания "Новотранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 959 106 руб. убытков по договору N ТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 г. исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 930 897 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, в связи с чем, просит обжалуемые решение и постановление отменить в части удовлетворенных требований, направить дело на новое рассмотрение в указанной части Арбитражный суд города Москвы.
Акционерным обществом "Вагонная ремонтная компания - 2" также подана кассационная жалоба, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В приобщении отзыва Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на кассационную жалобу и письменных пояснений отказано, поскольку они поданы с нарушением порядка, установленного статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителей поддержали доводы, изложенные в своих кассационных жалобах.
Представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения присутствующих, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 15.06.2016 г. сторонами было заключено соглашение о передаче договора N ТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 г., согласно которому АО ХК "Новотранс", с согласия ОАО "РЖД" передает, а ООО "РК "Новотранс" принимает на себя в полном объеме все права, обязанности и ответственность заказчика по указанному договору.
Согласно п. 1.1 договора, в редакции дополнительного соглашения N 6 от 15.06.2016 г., заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих АО "ХК "Новотранс" на праве собственности, аренды или ином законном основании, в эксплуатационных вагонных депо дирекции инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в перечне вагонных депо подрядчика.
В соответствии с п. 4.1.1 спорного договора подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту от 02.09.1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Как указывает истец, в период с 01 октября по 30 декабря 2020 г. в ВЧДЭ. входящих в структуру Восточно-Сибирской и Московской дирекций инфраструктуры, были произведены ремонты вагонов, отцепленных в текущий ремонт по неисправностям колесных пар "Тонкий гребень" (код "102" по КЖА 2005 05) и "Выщербина обода колеса" (код "107" по КЖА 2005 05), и колесных пар.
Раздел 8 "Колесные пары" РД 32 ЦВ-056-97 предусматривает, что при поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт осмотр, дефектация и замена колесных пар производится в соответствии с "Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)".
Как указывает истец, в результате нарушения ответчиком требований Руководящего документа, а именно проведения среднего ремонта колесных пар вместо регламентированного текущего ремонта, истцу были причинены убытки в сумме разницы между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесной пары.
Разница между стоимостью среднего и текущего ремонта колесной пары рассчитана исходя из цен на соответствующие работы согласно прейскуранту цен на работы, выполняемые при ТР-2 грузовых вагонов, к договору N ТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 г. в редакции дополнительного соглашения N 13 от 28.03.2019 г. и составила 9 403 руб.
Общая сумма убытков по расчету истца составила 959 106 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 393, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований, исходя того, что ответчиком был неправильно выбран способ ремонта колесных пар, а именно был проведен средний ремонт спорных колесных пар вместо регламентированного текущего ремонта, в связи с чем, истцу были причинены убытки в сумме разницы между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесной пары в размере 930 897 руб.
Судом округа не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
При рассмотрении настоящего спора, суды пришли к верному выводу, что требования, хоть и возникли в связи несоблюдением ответчиком положений Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (далее - "Руководящий документ"), но не связаны с претензиями к качеству выполненных работ.
Кассационной коллегией отмечается, что сама по себе ссылка на положения Руководящего документа автоматически не влечет квалификацию исковых требований как требования, возникшие в результате некачественного выполнения ремонта, Руководящий документ, помимо прочего, содержит в себе информацию о том, при каких условиях колесным парам должен быть выполнен текущий или средний ремонт. В свою очередь, именно вид ремонта колесной пары (текущий или средний) служит, согласно положениям договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 и прейскуранта к нему, основой для расчета стоимости работы по ремонту колесной пары. Таким образом, разрешение вопроса о том, какой вид ремонта (текущий или средний) следует произвести спорной колесной паре, находится в плоскости определения именно объема работ. В связи с чем, суды пришли к верному выводу, что к заявленным исковым требованиям подлежит применению общий срок исковой давности, составляющий три года и начинающийся со дня, когда истец узнал о нарушении своего права, то есть с даты проведения среднего ремонта спорной колесной пары.
Установив, что средний ремонт колесных пар бы проведен в период с 01.10.2020 по 30.12.2020, иск по настоящему делу подан в суд 27.09.2022, суды пришли к обоснованному выводу, что иск предъявлен в пределах общего трехгодичного срока исковой давности.
Доводы заявителя кассационной жалобы в отношении того, что по всем вагонам имелись основания для проведения среднего ремонта были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены, в условиях того, что ответчиком не было представлено доказательств, позволяющих установить наличие основания для проведения указанным колесной паре среднего, а не текущего ремонта.
Суд округа соглашается с выводами судов относительно того, что ни акты браковки, составленные ответчиком, ни уведомления формы ВУ-23, ни расчетно-дефектные ведомости на ремонт спорных вагонов не содержат сведений о неисправностях, о наличии которых в настоящий момент заявляет ответчик, устранение которых требовало бы проведения среднего ремонта колесных пар.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что отрицательный результат вибродиагностического контроля можно подтвердить протоколом, в котором будет содержаться вся информация согласно п. 6.1.3 Руководства по вибродиагностике, в том числе конкретные неисправности буксового узла в случае его браковки, описание данных неисправностей и информация об их подтверждении.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что ответчик не представил в материалы дела доказательств, позволяющих установить достоверность факта проведения измерения размеров корпусов букс и его результаты.
Доказательств проведения ответчиком расследования причин возникновения неисправностей, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, а также действий, направленных на составление рекламационных документов и установление виновника возникновения неисправностей, ответчиком в материалы дела не представлено.
Документов, подтверждающих необходимость проведения среднего ремонта указанных колесных пар нельзя считать подтвержденной.
Суд кассационной инстанции считает частичное удовлетворение исковых требований соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей жалоб свидетельствуют об их несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационные жалобы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2022 года по делу N А40-206472/21 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Гришина |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2022 оставлено без изменения.
...
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 393, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований, исходя того, что ответчиком был неправильно выбран способ ремонта колесных пар, а именно был проведен средний ремонт спорных колесных пар вместо регламентированного текущего ремонта, в связи с чем, истцу были причинены убытки в сумме разницы между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесной пары в размере 930 897 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 декабря 2022 г. N Ф05-30059/22 по делу N А40-206472/2021