город Москва |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А40-57082/22-94-421 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Коршуновский ГОК": Строговой Е.Н. (дов. от 30.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росприроднадзора: Ершовой Н.Н. (дов. N СР-40/1 от 11.01.2022 г.);
рассмотрев 30 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Коршуновский ГОК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2022 г.,
по делу N А40-57082/22-94-421
по заявлению публичного акционерного общества "Коршуновский Горно-обогатительный комбинат"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: 01 ноября 2021 г. публичное акционерное общество "Коршуновский Горно-обогатительный комбинат" (далее - ПАО "Коршуновский ГОК", общество, заявитель) обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) через Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории по вопросу внесения изменений в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) по объекту размещения отходов "Рудногорский отвал пустых пород".
По результатам рассмотрения представленных ПАО "Коршуновский ГОК" документов Росприроднадзором было принято решение об отказе во внесении изменений в ГРОРО, мотивированное тем, что при рассмотрении характеристики объекта размещения отходов (далее - ОРО) "Рудногорский отвал пустых пород" установлено, что характеристика ОРО, в которой отсутствует информация об утверждении в установленном порядке проектной документации на строительство ОРО, а также информация о заключении государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, не может являться основанием для принятия решения Росприроднадзором о внесении изменений ОРО в ГРОРО.
Указанный отказ был направлен Росприроднадзором письмом от 31 января 2022 г. N РН-10-02-34/2235 в адрес ПАО "Коршуновский ГОК" и Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Коршуновский ГОК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росприроднадзору о признании незаконным отказа во внесении изменений в ГРОРО по объекту размещения "Рудногорский отвал пустых пород", оформленного письмом от 31 января 2022 г. N РН-10-02-34/2235, и обязании Росприроднадзор внести изменения в ГРОРО по объекту размещения "Рудногорский отвал пустых пород".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Коршуновский ГОК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на предоставление всех необходимых документов для внесения соответствующих изменений в ГРОРО и невозможности у общества в силу действующего законодательства провести государственную экологическую экспертизу Технологического проекта.
В отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Коршуновский ГОК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Росприроднадзора против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 13 Закона об отходах.
Согласно части 6 статьи 12 вышеуказанного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 792 (далее - Порядок), который устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Порядок включения объектов в ГРОРО установлен главой III Порядка.
Согласно пункту 16 Порядка ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.
В соответствии с пунктом 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
В случае, когда представленные юридическими лицами сведения об ОРО не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, такие ОРО не подлежат включению в ГРОРО.
Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19 - 21 Порядка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Росприроднадзора, оформленный письмом от 31 января 2022 г. N РН-10-02-34/2235, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов предприятия.
При этом судами установлено, что из предоставленных в Росприроднадзор документов следует, что в графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" характеристики ОРО предусмотрено отражение хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию ОРО, информации о наличии проектной документации на строительство ОРО. Сведения о проектной документации на строительство ОРО не соответствуют форме заполнения характеристики ОРО, так как в графе 6 характеристики ОРО в соответствии с приложением к Правилам необходимо указать "Наименование органа, утвердившего проектную документацию, дату, номер".
В графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" характеристик ОРО ПАО "Коршуновский ГОК" указало наименование органа, утвердившего проектную документацию на строительство ОРО, государственный союзный институт по проектированию предприятий горнорудной промышленности "ГИПРОРУДА". Сведения об утверждении проектной документации застройщиком или заказчиком отсутствуют.
В графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" характеристик ОРО ПАО "Коршуновский ГОК" указало наименование органа, утвердившего проектную документацию, ОАО "ДальвостНИИпроектуголь" (ООО "Мечел-Инжиниринг"), что является нарушением требований пункта 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которым проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 ГрК РФ.
В графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" характеристики ОРО ПАО "Коршуновский ГОК" указало период 2009-2013 гг. и шифр проекта ТП-4664 вместо даты и номера документа утвердившего проектную документацию на строительство ОРО.
Согласно приказу от 20 ноября 2013 г. N 854 "Об утверждении проектной документации" проектная документация утверждена управляющим директором ПАО "Коршунковский ГОК" Сидельниковым Б.Н.
В графе 7 "Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО" характеристики ОРО сведения о заключении государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО (далее - ГЭЭ) согласно пункту 7 характеристики ОРО в соответствии с приложением 1 к Правилам необходимо указать "Наименование документа и наименование органа, утвердившего ГЭЭ, дату, номер".
Согласно требованиям пункта 16 Порядка в ГРОРО могут быть включены только ОРО соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а несоответствие сведений об ОРО требованиям законодательства Российской Федерации является основанием для не включения ОРО в ГРОРО.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2022 г. по делу N А40-57082/22-94-421 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Коршуновский ГОК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" характеристик ОРО ПАО "Коршуновский ГОК" указало наименование органа, утвердившего проектную документацию, ОАО "ДальвостНИИпроектуголь" (ООО "Мечел-Инжиниринг"), что является нарушением требований пункта 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которым проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 ГрК РФ.
...
Согласно требованиям пункта 16 Порядка в ГРОРО могут быть включены только ОРО соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а несоответствие сведений об ОРО требованиям законодательства Российской Федерации является основанием для не включения ОРО в ГРОРО."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф05-29583/22 по делу N А40-57082/2022