город Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А40-58508/22-121-312 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Префектуры ЦАО г. Москвы
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 г.,
по делу N А40-58508/22-121-312
по заявлению акционерного общества "Банк Интеза"
к Префектуре Центрального административного округа города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10 марта 2022 г. N АК-02-05/2022,
УСТАНОВИЛ: в период с 02 февраля 22022 г. по 15 февраля 2022 г. на основании решения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) от 28 января 2022 г. N 7кв/22 в отношении акционерного общества "Банк Интеза" (далее - АО "Банк Интеза", Банк, общество, заявитель), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1, должностными лицами Департамента проведена плановая документарная проверка в рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (учетный номер контрольно-надзорных мероприятий в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 772212477700001144867), в ходе проведения которой установлено, что Банком не выполнена обязанность по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу инвалидов, что составило за период с 01 февраля 2019 г. по 31 января 2022 г. в суммарном исчислении 186 невыполненных квот для приема на работу инвалидов (общее количество установленных квот в АО "Банк Интеза" в последнем проверяемом отчетном месяце (январь 2022 года) составило 8 квот для приема на работу инвалидов, из них не выполнило 3 квоты).
На основании изложенного административный орган пришел к выводу о нарушении обществом статей 2 - 4 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон о квотировании рабочих мест), пунктов 2.6, 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановление Правительства Москвы от 04 августа 2009 г. N 742-ПП (далее - Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве).
По результатам проверки составлен акт плановой документарной проверки от 15 февраля 2022 г., в которых зафиксированы выявленные нарушения.
На основании полученных данных 15 февраля 2022 г. Департаментом в отношении АО "Банк Интеза" составлен протокол об административном правонарушении N 7/1.
10 марта 2022 г. Префектурой Центрального административного округа города Москвы (далее - Префектура ЦАО г. Москвы, административный орган) вынесено постановление по делу об административном правонарушении N АК-02-05/2022, которым АО "Банк Интеза" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 2.2 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Банк Интеза" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Префектуре ЦАО г. Москвы о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2022 г. постановление Префектуры ЦАО Г. Москвы от 10 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении N АК-02-05/2022 изменено в части назначенного АО "Банк Интеза" административного наказания, снизив до 30 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 г. решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2022 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Префектуры ЦАО г. Москвы от 10 марта 2022 г. N АК-02-05/2022 о привлечении АО "Банк Интеза" к административной ответственности по статье 2.2 КоАП города Москвы.
В кассационной жалобе Префектура ЦАО г. Москвы просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в невыполнении условий квотирования работ в части приема на работу инвалидов.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Банк Интеза" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.
Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников (часть 1 статьи 13.2 Закона N 1032-1).
Частью 1 статьи 3 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) работодателям, осуществляющим деятельности на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи.
Согласно статье 5 Закона города N 90 невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Из пункта 2.6 Положения о квотирование рабочих мест следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и молодежи создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
Частью 2 статьи 2 Закона N 90 установлено, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (пункт 1 части 3 статьи 2 Закона N 90).
Действия, связанные с невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 2.2 КоАП города Москвы и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "Банк Интеза" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 2.2 КоАП города Москвы, указав на отсутствие доказательств того, что Банком не созданы рабочие места согласно квотам, а также на то, что граждане данной категории обращались по вопросу трудоустройства к обществу и им было отказано в трудоустройстве.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 г. по делу N А40-58508/22-121-312 оставить без изменения, кассационную жалобу Префектуры ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "Банк Интеза" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 2.2 КоАП города Москвы, указав на отсутствие доказательств того, что Банком не созданы рабочие места согласно квотам, а также на то, что граждане данной категории обращались по вопросу трудоустройства к обществу и им было отказано в трудоустройстве."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф05-28171/22 по делу N А40-58508/2022