г. Москва |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А41-30801/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Администрации городского округа Серпухов Московской области - Ремезков А.С., представитель по доверенности от 30 декабря 2022 года
от ответчиков:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого" - Радионова С.А., директор, приказ от 19 августа 2020 года, Демидов В.Э., представитель по доверенности от 10 января 2023 года, Медведева Е.Ю., представитель по доверенности от 18 января 2022 года;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области извещено, представитель не явился;
от третьих лиц:
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Новицкая Н.А., представитель по доверенности от 20 сентября 2022 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 11 января 2023 года в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого" и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
на решение от 25 мая 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 19 сентября 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-30801/21
по иску Администрации городского округа Серпухов Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
об установлении границ, уточнении координат и площади земельного участка, о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого" (далее - заповедник) с требованиями об установлении границы земельного участка, фактически занятого Данковским (заповедник) кладбищем, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 28 642 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования ритуальная деятельность, по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, местечко Данки; уточнении координат и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060107:75, относящегося к землям особо охраняемых территорий и объектов, имеющего вид разрешенного использования "для объектов природно-заповедного назначения", установив его площадь и границы за вычетом площади наложения земельного участка, фактически занятого Данковским (заповедник) кладбищем; признании за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок, фактически занятый Данковским (заповедник) кладбищем.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, заповедник и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представители заповедника поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16 октября 1948 года протоколом N 30 заседания исполнительного комитета Серпуховского районного Совета депутатов трудящихся решено закрыть кладбище Дома Инвалидов N 2 Мосгорсобеса на территории государственного заповедника с 1 января 1949 года, на дирекцию заповедника возложена обязанность не препятствовать родственникам умерших посещать кладбище и ухаживать за могилами.
В настоящее время земельный участок, фактически занятый кладбищем, имеет пересечения с землями особо охраняемого природного объекта - земельным участком с кадастровым номером 50:32:0060107:75, собственником которого является Российская Федерация, правом постоянного (бессрочного) пользования которым владеет Федеральное государственное учреждение "Приокско-Террасный Государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого".
Решением Совета депутатов Серпуховского района Московской области от 5 сентября 2001 года N 5/17 утвержден перечень мест погребения (кладбищ), расположенных на территории Серпуховского района, являющихся муниципальной собственностью, в пункте 6 которого числится Данковское (заповедник) кладбище.
Администрация в 2020 году обратилась в адрес Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации с обращением о рассмотрении вопроса об исключении земельного участка, занятого кладбищем, расположенным по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, м. Данки, площадью 28 642 кв. м, из состава земель особо охраняемых природных территорий, приложением координат границ наложения.
Ответом от 25 ноября 2020 года N 02-15-29/31813 администрации городского округа отказано в рассмотрении вышеуказанного вопроса со ссылкой на Федеральный закон N 33 "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с пунктом 2 статьи 6 которого, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Считая, что земельный участок, фактически занятый кладбищем, неправомерно включен в земли особо охраняемых природных объектов и не исключен до настоящего времени, что препятствует Администрации в полной мере осуществлять свои права по содержанию, использованию и распоряжению земельным участком, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, проведя по делу судебную землеустроительную экспертизу установил факт пересечения границ земельного участка, занятого кладбищем, и границ участка с кадастровым номером 50:32:0060107:75; установил площадь пересечения, границы земельного участка, занятого захоронениями; установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060107:75, образуемые за вычетом наложения с земельным участком, фактически занятым кладбищем "Данковское".
Судом первой инстанции на основании экспертных заключений подтверждены доводы администрации о том, что земельный участок заповедника с кадастровым номером 50:32:0060107:75 частично образован на земельном участке, фактически занятом кладбищем.
Суды пришли к выводу, что из совокупности положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0060107:75, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности в части, занимаемой кладбищем, а право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в данной части.
Между тем судами не учтено следующее.
Земельный участок федерального значения Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник, имеет категорию земель - земли особо охраняемых территорий, вид разрешенного использования - для объектов природно-заповедного значения находится в собственности Российской Федерации и принадлежит ФГБУ "Приокско-Террасный государственный заповедник" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Какие-либо обременения или зарегистрированные права иных лиц на земельный участок отсутствуют.
Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 2055-р государственный природный биосферный заповедник "Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками.
Аналогичные правовые нормы содержатся в статье 58 Федерального закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьях 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заповедник учрежден постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 июня 1945 года N 375 "Об организации Московского государственного заповедника" как Приокско-Террасный участок Московского государственного заповедника.
Решением Совета министров РСФСР от 3 апреля 1948 года N 356 в связи с реорганизацией Московского государственного заповедника Приокско-Террасный участок реорганизован в самостоятельный заповедник.
Решением Совета министров РСФСР N 1466-р от 31 мая 1966 года к заповеднику присоединено 80,9 га хозяйственных земель.
При этом, как установлено судами и следует из материалов дела, Данковское (заповедник) кладбище с 1 января 1949 года является закрытым на основании протокола от 16 октября 1948 года N 30 заседания исполнительного комитета Серпуховского районного Совета депутатов трудящихся, в соответствии с которым на Учреждение возложена обязанность не препятствовать родственникам умерших посещать кладбище и ухаживать за могилами.
Таким образом, при создании Заповедника учитывалось нахождение в нем кладбища, которое в связи с созданием Заповедника было закрыто с условием возможности его посещения и ухаживания за могилами.
Соответственно, земельный участок заповедника, в состав которого входили, на момент образования в 1945 году, захоронения, является разграниченным и относится к собственности Российской Федерации, как земли особо охраняемых природных территорий.
Суды указали, что в рамках настоящего дела рассматривается вопрос не об отчуждении/изъятии земель особо охраняемых природных территорий, а об установлении границ земельного участка, фактически занятого Данковским (заповедник) кладбищем.
Данный вывод прямо противоречит фактическим обстоятельствам дела и резолютивной части решения суда первой инстанции, которым было признано за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок, фактически занятый Данковским (заповедник) кладбищем.
Кроме того, судами образован и выделен из состава земель особо охраняемых природных территорий земельный участок с иным видом разрешенного использования, предполагающим ведение хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок площадью 28 642 кв.м, фактически занятый Данковским кладбищем, полностью находится внутри границ земельного участка Заповедника с кадастровым номером 50:32:0060107:75.
Согласно пункту 2.1. статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников.
В соответствии с положениями статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В силу пункта 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники (пункт 5 статьи 9 Закона об ООПТ).
Соответственно, использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории Заповедника, поскольку приведет к увеличению антропогенной нагрузки на природные комплексы Заповедника.
Таким образом, оснований для выделения земельного участка и признания на него права собственности администрации у судов не имелось, поскольку судами не были применены положения Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иных нормативных актов, регулирующих правовой статус земель особо охраняемых природных территорий.
Поскольку фактические обстоятельства по делу установлены на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2022 года по делу N А41-30801/21 отменить. В удовлетворении заявленных Администрацией городского округа Серпухов Московской области требований отказать.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники (пункт 5 статьи 9 Закона об ООПТ).
Соответственно, использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории Заповедника, поскольку приведет к увеличению антропогенной нагрузки на природные комплексы Заповедника.
Таким образом, оснований для выделения земельного участка и признания на него права собственности администрации у судов не имелось, поскольку судами не были применены положения Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иных нормативных актов, регулирующих правовой статус земель особо охраняемых природных территорий."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2023 г. N Ф05-29094/22 по делу N А41-30801/2021