г. Москва |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А40-134700/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2023.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Ярцева Д.Г.,
судей Кольцовой Н.Н., Цыбиной А.В.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Майское-53" - без участия (извещено);
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Власов Д.Е., по доверенности от 17.01.2022;
от третьего лица: Департамент городского имущества города Москвы - без участия (извещен);
рассмотрев 16.01.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по делу N А40-134700/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Майское-53"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Майское-53" (далее - заявитель, ООО "Майское-53") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления N КУВД-001/2020-31126410/3 от 15.04.2021 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра по городу Москве) об отказе в государственной регистрации договора N 120447 от 16.12.2020 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:335 и обязании осуществить государственную регистрацию договора N 120531 от 19.11.2020 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка КН 50:26:0000000:335 на основании заявления ООО "Майское-53".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021, в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022, заявленные ООО "Майское-53" требования были удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется по кассационной жалобе Управления Росреестра по городу Москве, которое полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по городу Москве поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО "Майское-53" и Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец и третье лицо считаются извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Майское-53" обратилось в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о государственной регистрации договора N 120447 от 16.12.2020 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:335, заключенного между ООО "Майское-53" и обществом с ограниченной ответственностью "Стрим" (далее - ООО "Стрим").
В ходе проведения правовой экспертизы документов были выявлены обстоятельства, препятствующие проведению государственной регистрации прав.
Уведомлением N КУВД-001/2020-31126410/1 от 15.01.2021 Управление Росреестра по городу Москве приостановило государственную регистрацию соглашения об уступке договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:335.
А уведомлением N КУВД-001/2020-31126410/3 от 15.04.2021 заявителю было отказано в государственной регистрации соглашения об уступке договора аренды в связи с не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Не согласившись с данным решением, ООО "Майское-53" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п. 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015).
Согласно положениям пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (часть 6).
При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии с указанной статьей представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве оснований для отказа заявителю в регистрации перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, поскольку заявителю по договору аренды были переданы отдельные объекты недвижимого имущества - земельные участки, один из которых с кадастровым номером 50:26:0000000:335 был передан ООО "Стрим" по договору о переходе прав и обязанностей, при этом статья 615 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит запрета на передачу арендных прав в отношении части арендованного имущества.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по городу Москве о том, что заявителем не получено согласие Департамента городского имущества города Москвы на заключение договора субаренды земельного участка, суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство не упоминалось в решении ответчика в качестве причины для отказа в совершении регистрационных действий.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами были установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения применены правильно, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом округа и отклонены, поскольку уже были предметом исследования судов при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по делу N А40-134700/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (часть 6).
...
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве оснований для отказа заявителю в регистрации перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, поскольку заявителю по договору аренды были переданы отдельные объекты недвижимого имущества - земельные участки, один из которых с кадастровым номером 50:26:0000000:335 был передан ООО "Стрим" по договору о переходе прав и обязанностей, при этом статья 615 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит запрета на передачу арендных прав в отношении части арендованного имущества."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2023 г. N Ф05-2456/22 по делу N А40-134700/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2456/2022
06.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60360/2022
12.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134700/2021
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2456/2022
21.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75108/2021
05.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134700/2021