Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф05-137/23 по делу N А40-191339/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в обоснование иска было указано на неисполнение ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии, поставленной истцом в рамках заключенного между сторонами договора N 06.530239-ТЭ от 01.01.2012 в период декабрь 2020 года, январь 2021 года, с марта по апрель 2021 года в общей сумме 786.510,15 руб.

Кроме того, за нарушение срока оплаты истцом на основании ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" истцом также была начислена неустойка в сумме 202.180 руб. с последующим их начислением по дату фактической оплаты задолженности.

Между тем, суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования по данному договору без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 539, 544, ГК РФ, ФЗ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, правомерно исходил из того, что факт оказания истцом ответчику услуг ненадлежащего качества, а именно нарушение требований к температуре в жилых помещениях, что подтверждается данными приборов учета, фиксирующими отклонения фактической температуры теплоносителя, в связи с чем требования по договору N 06.530239-ТЭ от 01.01.2012 г. обоснованно оставлены без удовлетворения.

Кроме того, отклоняя доводы истца, суд апелляционной инстанции верно отметил следующее. Так, раздел X Правил N 354 регулирует порядок установления фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Данный порядок включает в себя регистрацию фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, сообщений потребителей о ненадлежащем качестве услуг, проведение проверок фактов представления коммунальных услуг ненадлежащего качества и составление по их окончании актов проверки. Вместе с тем, как указано в п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества, но и любыми другими средствами доказывания. Правила N 354 каких-либо положений о недопустимости подтверждения поставки некачественного ресурса иными доказательствами, кроме журналов регистрации и актов проверки, не содержат. Отсутствие указанных актов, журналов регистрации не исключает возможность установления факта ненадлежащего оказания коммунальных услуг, а равно фактов поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества. Отклонение иных доказательств (в т. ч. показаний приборов учета) со ссылкой на невыполнение представившим их лицом требований Главы X Правил N 354 является необоснованным. Из статей 2, 19 Федерального закона "О теплоснабжении" следует, что как количественные, так и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета. Так, в соответствии с п. 12 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, коммерческий учет тепловой энергии - это установление не только количества, но и качества тепловой энергии, теплоносителя. Пунктом 93 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" предусмотрено осуществление оценки показателей качества теплоснабжения и теплопотребления именно на основании показаний приборов учета, входящих в состав узла учета, установленного у потребителя, или переносных средств измерений. В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Подпунктом "а" пункта 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, также предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). В связи с этим, как указал ВС РФ в определении от 22.01.2016 N 302-ЭС15-18973, определение параметров качества коммунального ресурса именно в точке поставки соответствует структуре отношений сторон договора ресурсоснабжения, в рамках которого ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг в точке поставки (на границе балансовой принадлежности сторон) и, соответственно, отвечает перед ним за качество всего поставленного в этой точке объема коммунального ресурса в случае, если будет достоверно установлено несоответствие его параметров установленным требованиям (в том числе в случае, если это будет подтверждено данными установленных в домах приборов учета).

Следовательно, апелляционный суд верно отметил, что показания приборов учета, фиксирующих показатели качества тепловой энергии в точке поставки, в том числе - температуру теплоносителя, являются в данном случае надлежащими доказательствами.

Более того, апелляционный суд верно отклонил довод истца о том, что законодательство не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности, поскольку он не соответствует п. 24 Правил организации теплоснабжения в РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808), согласно которому показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя является обязательным показателем качества теплоэнергии и подлежит фиксации в точке поставки; несоответствие теплоносителя температурному графику, в том числе утвержденному энергоснабжающей организацией, предполагает нарушение требований к температуре воздуха в жилых помещениях к МКД; последняя согласно п. 15 Приложения N 1 к Правилам N 354, является одним из обязательных требований к качеству коммунальной услуги по отоплению, ибо нарушение данных требований (отклонение температуры как в большую, так и в меньшую сторону) влечет перерасчет платы за данную услугу."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф05-137/23 по делу N А40-191339/2021