город Москва |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А40-139096/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Холодковой Ю.Е., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Горячев М.Д., доверенность от 22.06.2022;
от заинтересованного лица: Ефимов Е.А., доверенность от 14.03.2023; Сардарян А.К., доверенность от 03.02.2023;
рассмотрев 16 - 23 марта 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу
на решение от 20 октября 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 11 января 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу А40-139096/22
по заявлению ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ"
об оспаривании действий
к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" (далее - общество, страховщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - Управление) о признании незаконными действий по признанию неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой обществом с использованием официального сайта страховщика: www.arsenalins.ru и понуждению к прекращению такой обработки персональных данных, несоответствующими пункту 1 статьи 3, статьям 6, 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) пункту 6 статьи 6, пункту 11 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) и об обязании устранить допущенное Управлением нарушение прав и законных интересов общества в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 16 марта 2023 года до 23 марта 2023 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 21.04.2022 в адрес общества (оператора) (от 21.04.2022 вх. N 0949) от Управления поступил запрос-требование от 20.04.2022 исх. N 44928-09/77 (запрос-требование N 1) с приложением скриншотов разделов и интерфейсов сайта общества www.arsenalins.ru, согласно которому в период с 11.04.2022 по 13.04.2022 Управлением в соответствии с поручением руководителя Роскомнадзора от 15.02.2022 N 1112-дз/1 и заданием о проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом/контролируемыми лицами от 04.04.2022 N 39-нд, утвержденным уполномоченным заместителем руководителя Управления, проведен анализ информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.arsenalins.ru с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
По итогам проведенных Управлением мероприятий обществу надлежит провести проверку правомерности обработки персональных данных по указанным в запросе-требовании N 1 фактам и представить в Управление следующую информацию:
- сведения о правовых основаниях распространения (опубликования) персональных данных субъектов, информация о которых размещена на сайте общества после 01.03.2021;
- сведения о дате начала сбора персональных данных посредством формы, размещенной на сайте общества, и правовых основаниях обработки таких персональных данных;
- о принятых мерах по прекращению неправомерной обработки персональных данных пользователей сайта: www.arsenalins.ru;
- иные пояснения по существу изложенного.
О принятых мерах необходимо информировать Управление письменно не позднее тридцати дней со дня получения запроса, что предусмотрено частью 4 статьи 20 Закона о персональных данных. Информацию направить посредством электронной почты: rsockanc77@rkn.gov.ru и письмом по адресу: 117997, ГСП-7, Москва, шоссе Старокаширское, д. 2, к. 10.
20.05.2022 обществом направлен ответ на запрос-требование N 1 (от 20.05.2022 исх. N 1327) с обоснованием правомерности обработки персональных данных с использованием официального сайта общества.
24.05.2022 Управлением в адрес общества направлен запрос-требование от 24.05.2022 исх. N 54352-09/77 (далее - запрос-требование N 2) аналогичного содержания, согласно которому доводы общества о правомерности обработки персональных данных отклонены (проигнорированы), в связи с чем обществу надлежит прекратить неправомерную обработку персональных данных и представить в Управление следующую информацию:
- сведения о правовых основаниях распространения (опубликования) персональных данных субъектов, информация о которых размещена на сайте общества после 01.03.2021;
- сведения о дате начала сбора персональных данных посредством формы, размещенной на сайте общества, и правовых основаниях обработки таких персональных данных;
- о принятых мерах по прекращению неправомерной обработки персональных данных пользователей сайта: www.arsenalins.ru;
- иные пояснения по существу изложенного.
Не согласившись с действиями Управления по признанию неправомерной обработки персональных данных в рассматриваемых эпизодах и понуждению общества к прекращению обработки персональных данных, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные обществом требования, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о персональных данных, исходили из того, что оспариваемые действия Управления не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о персональных данных, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о персональных данных, действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и допускается в следующих случаях: 1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; 2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; 3) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, как правомерно отметили суды, Закон о персональных данных предусматривает различные основания для обработки персональных данных: "с согласия субъекта персональных данных", "во исполнение возложенных на оператора законодательством Российской Федерации обязанностей", "во исполнение требований федерального законодательства по раскрытию информации".
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о персональных данных, понятие "обработка персональных данных" подразумевает, в том числе обработку способом "распространение", а статья 6 Закона о персональных данных устанавливает условия (основания) для "обработки персональных данных", которые согласно пунктам 2 и 11 части 1 указанной статьи могут обрабатываться "во исполнение возложенных на оператора законодательством Российской Федерации обязанностей" и/или "во исполнение требований федерального законодательства по раскрытию персональных данных".
Судами установлено, что общество является страховщиком (страховой организацией) по смыслу пункта 1 статьи 6 Закона об организации страхового дела, что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении общества (юрисдикция Российской Федерации, основной вид деятельности - страхование, наличие лицензий Банка России на осуществление страховой деятельности).
Таким образом, суды правомерно заключили, что исполнение требований Закона об организации страхового дела и нормативно-правовых актов Банка России является обязательным для общества в силу пунктов 2 и 3 статьи 1 Закона об организации страхового дела.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона об организации страхового дела, в целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт страховщика), на котором должна размещаться информация на русском языке, в том числе, сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика (подпункт 2 пункта 6 статьи 6 Закона об организации страхового дела).
Руководящие должности страховщика и предъявляемые к ним требования определены в статье 32.1 Закона об организации страхового дела, изданных Банком России в развитие указанной статьи Указания Банка России от 25.12.2017 N 4662-У "О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации", Положения Банка России от 27.12.2017 N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз", в том числе такие должности, как единоличный исполнительный орган (генеральный директор); член совета директоров (наблюдательного совета); главный бухгалтер; руководитель службы внутреннего аудита; ревизор.
Порядок и форма раскрытия информации об акционерах (участниках) страховщика определены Положением Банка России от 26.12.2017 N 622-П "О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся" (далее - Положение N 622-П).
Суды указали, что Банком России уделяется особое внимание соблюдению страховщиками требований по раскрытию информации, как с точки зрения своевременности и полноты, так и в аспекте технического оформления документов, в том числе, таких как список акционеров (участников) страховой организации и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится страховая организация и схема взаимосвязей акционеров (участников) страховой организации и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится страховая организация, явившихся предметом претензий Управления, предъявленных обществу. Так, суды обоснованно отметили, что форма и содержание документов, размещенных в подразделе "Информация о структуре и составе участников страховой организации", полностью соответствуют рекомендованным образцам и требованиям, предусмотренным Положением N 622-П.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что обработка обществом персональных данных руководителей общества и участников общества способом "распространение" путем их размещения в разделе "Руководство и участники" не требует получения согласия субъекта персональных данных, поскольку осуществляется обществом на основании пунктов 2 и 11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных во исполнение законной обязанности общества по раскрытию персональных данных, предусмотренной подпунктом 2 пункта 6 статьи 6 Закона об организации страхового дела, в целях доведения информации до сведения страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования.
Довод Управления о наличии у общества обязанности по получению у руководителей общества и участников общества отдельного согласия на обработку персональных данных способом "распространение" для правомерного раскрытия указанных персональных данных на официальном сайте страховщика правомерно отклонен судами, поскольку статья 10.1 Закона о персональных данных устанавливает порядок обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных к распространению, что является частным случаем обработки персональных данных "с согласия субъекта персональных данных".
Данный вывод, как правомерно отметили суды, следует как из самого названия статьи 10.1 Закона о персональных данных "Особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения", так и из содержания указанной статьи, которой фактически устанавливаются требования к форме и порядку получения согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
При этом суды правомерно указали, что ни статья 10.1, ни иные положения Закона о персональных данных не предусматривают для оператора обязанности на получение у субъекта персональных согласия на обработку персональных данных "во исполнение возложенных на оператора законодательством Российской Федерации обязанностей" и/или "во исполнение требований федерального законодательства по раскрытию персональных данных".
Также суды приняли во внимание, что раскрытие персональных данных руководителей и участников страховой организации в соответствии с Законом об организации страхового дела осуществляется не в рекламных целях, а с целью соблюдения публичных интересов, направленных на информирование неопределенного круга лиц (страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования), соблюдение которых было бы невозможно достичь в случае отказа субъекта персональных данных от предоставления согласия на обработку персональных данных.
Относительно формы "Заявка на оформление полиса" суды правомерно указали, что данная форма не подразумевает сбора персональных данных в контексте определения "персональные данные", содержащегося в пункте 1 статьи 3 Закона о персональных данных, поскольку, как следует из материалов дела и установлено судами, не используется обществом для идентификации потребителя финансовых услуг с целью заключения договора страхования, а является формой обратной связи для последующего контакта сотрудника продающего подразделения общества с потенциальным клиентом, которым кроме физического лица также может выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Суды отметили, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Так, форма "Заявка на оформление полиса" не содержит полей, предусматривающих указание данных, позволяющих определить (идентифицировать) конкретное физическое лицо, поскольку запрашивает только "Форму обращения", "e-mail", "телефон".
Совокупность данных, получаемых обществом посредством формы "Заявка на оформление полиса", как обоснованно отметили суды, не обеспечивает возможности доподлинно определить конкретное физическое лицо, которому принадлежит номер телефона и/или адрес электронной почты, поскольку форма не подразумевает предоставления полных "Фамилии имени отчества" и/или иных идентификаторов, таких как "Номер документа удостоверяющего личность", "ИНН", "СНИЛС", "Дата и место рождения", в особенности принимая во внимание тот факт, что в форме могут быть указаны номер телефона и адрес электронной почты, принадлежащие юридическому лицу или иному физическому лицу, не являющемуся заполнителем формы.
Утверждение Управления о том, что адрес электронной почты является персональными данными лица его зарегистрировавшего, так как обладает "двумя важными свойствами: неизменностью при присвоении и уникальностью", обоснованно признано судами несостоятельным, поскольку по аналогии с номером телефона, без наличия дополнительных идентификаторов, невозможно по одному лишь адресу электронной почты определить конкретное физическое лицо, которому он принадлежит.
Более того, суды обоснованно указали, что адрес электронной почты фактически не обладает свойством "абсолютной неизменности", потому как в случае расторжения пользовательского соглашения с электронным почтовым сервисом, удаления электронного почтового ящика с сервера (по любым причинам), в том же домене может быть зарегистрирован точно такой же адрес электронной почты за новым пользователем, также, как в случае расторжения договора с оператором телефонной связи телефонный номер может быть передан новому абоненту.
Судами также обоснованно отмечено, что форма "Обратная связь", размещенная на сайте общества и используемая для направления персонифицированных обращений потребителями финансовых услуг, в свою очередь, содержит интерфейс на предоставление субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных в соответствии с политикой общества в отношении обработки и защиты персональных данных субъектов, поскольку данная форма уже предусматривает указание имени потребителя финансовых услуг.
Относительно подраздела "Реестр агентов и брокеров" суды указали, что размещенная в нем форма по своему функционалу не подразумевает сбор персональных данных, а осуществляет доступ потребителей финансовых услуг к реестру контрагентов страховщика (страховых агентов и страховых брокеров) через официальный сайт общества для проверки у последних наличия полномочий представлять интересы общества по вопросу заключения договоров страхования с целью предотвращения возможных мошеннических действий.
Суды правомерно отметили, что обеспечение доступа к реестру контрагентов является законной обязанностью общества, что установлено пунктом 11 статьи 8 Закона об организации страхового дела, согласно которому страховщики ведут реестры страховых агентов и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием. Сведения из реестра страховых агентов и страховых брокеров, позволяющие идентифицировать страхового агента или страхового брокера в качестве лица, с которым у страховщика заключен договор об оказании услуг, связанных со страхованием (фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование страхового агента, страхового брокера, номер удостоверения или договора), сведения о видах страхования, по которым страховой агент, страховой брокер уполномочены страховщиком оказывать услуги, связанные со страхованием, в том числе в электронной форме, перечень оказываемых услуг, а также доменное имя и (или) сетевой адрес официальных сайтов страхового агента (при наличии), страхового брокера в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются страховщиками на своих официальных сайтах. Полномочия по ведению реестра страховых агентов и страховых брокеров и размещению сведений из него в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" могут быть переданы страховщиком объединению страховщиков, о чем страховщик должен сообщить на своем официальном сайте с указанием информации о таком объединении страховщиков.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что общество осуществляет обработку персональных данных, содержащихся в реестре агентов и брокеров, способом "распространение" на основании пунктов 2 и 11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных и во исполнение законной обязанности общества, предусмотренной пунктом 11 статьи 8 Закона об организации страхового дела.
Относительно обработки персональных данных осуществляемой обществом при создании и ведении реестра агентов и брокеров такими способами как сбор, хранение, запись, систематизация и другими, суды правомерно отметили, что такая обработка осуществляется на основании пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных, согласно которому обработка персональных данных может осуществляться оператором для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных (в данном случае агентского договора и/или договора на оказание услуг страхового брокера, заключенного между субъектом персональных данных и обществом).
Судами установлено, что общество не осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством формы, размещенной в подразделе "Реестр агентов и брокеров", как на то указывает Управление в запросах-требованиях, поскольку данная форма сама по себе имеет иное функциональное назначение, а персональные данные, содержащиеся в реестре агентов и брокеров, обрабатываются обществом правомерно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных.
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что действия Управления по признанию незаконной обработки персональных данных, осуществляемой обществом с использованием официального сайта страховщика: www.arsenalins.ru и по понуждению к прекращению такой обработки персональных данных не соответствующими пункту 1 статьи 3, статьям 6 и 10.1 Закона о персональных данных, пункту 6 статьи 6 и пункту 11 статьи 8 Закона об организации страхового дела, являются незаконным и нарушают права общества.
Суды установили, что в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Также суды в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложили на Управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2023 года по делу N А40-139096/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.Е. Холодкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно обработки персональных данных осуществляемой обществом при создании и ведении реестра агентов и брокеров такими способами как сбор, хранение, запись, систематизация и другими, суды правомерно отметили, что такая обработка осуществляется на основании пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных, согласно которому обработка персональных данных может осуществляться оператором для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных (в данном случае агентского договора и/или договора на оказание услуг страхового брокера, заключенного между субъектом персональных данных и обществом).
...
На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что действия Управления по признанию незаконной обработки персональных данных, осуществляемой обществом с использованием официального сайта страховщика: www.arsenalins.ru и по понуждению к прекращению такой обработки персональных данных не соответствующими пункту 1 статьи 3, статьям 6 и 10.1 Закона о персональных данных, пункту 6 статьи 6 и пункту 11 статьи 8 Закона об организации страхового дела, являются незаконным и нарушают права общества."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2023 г. N Ф05-4354/23 по делу N А40-139096/2022