город Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А40-195031/22-145-1508 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГБУ "Жилищник района ЗелАО": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Ивановой У.В. (дов. N МШ/113874/22 от 16.12.2022 г.);
рассмотрев 23 марта 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГБУ "Жилищник района ЗелАО"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2022 г.,
по делу N А40-195031/22-145-1508
по заявлению государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Зеленоградского Административного округа"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15 июня 2022 г. по делу N 04/04/7.32.4-182/2022,
УСТАНОВИЛ: решением Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный (административный) орган) от 16 июля 2021 г. по делу N 04/10/18.1-261/2021 в действиях государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Зеленоградского Административного округа" (далее - ГБУ "Жилищник района ЗелАО", учреждение, заявитель) установлены нарушения пункта 5.9 Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2016 г. N 371-ПП (далее - Единые требования), при организации продажи имущества, находящегося в оперативном управлении ГБУ "Жилищник района ЗелАО", без объявления цены в электронной форме (извещения N220421/40531758/08, N 210421/40531758/32, N 210421/40531758/39), выразившееся во внесении изменений по внесению на этапе, когда уже имеются зарегистрированные заявки участников, изменений в документацию о торгах, с учетом положений документации о невозможности отзыва заявки и изменения ценового предложения в обжалуемых процедурах, что привело к сокращению количества участников торгов.
На основании указанного решения ФАС России 16 июля 2021 г. по делу N 04/10/18.1-261/2021 выдано предписание, в соответствии с которым ГБУ "Жилищник района ЗелАО" предписано аннулировать торги.
Указанные решение и предписание не были обжалованы в судебном порядке.
Выявленные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ГБУ "Жилищник района ЗелАО".
27 апреля 2022 г. ФАС России в отношении ГБУ "Жилищник района ЗелАО" составлен протокол об административном правонарушении N 04/04/7.32.4-182/2022.
Постановлением ФАС России от 15 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении N 04/04/7.32.4-182/2022 ГБУ "Жилищник района ЗелАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в размере штрафа в размере 20 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ГБУ "Жилищник района ЗелАО" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГБУ "Жилищник района ЗелАО" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на вынесение в отношении учреждения по аналогичным делам 16 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 4 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и возможности применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ГБУ "Жилищник района ЗелАО" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с нарушением установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ГБУ "Жилищник района ЗелАО" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что действия учреждения по внесению изменений в Документацию о торгах, в части продления срока окончания приема заявок на участие в торгах и введением понятия "целесообразная цена реализации объекта", представляющее цену, составляющую не менее двукратного размера задатка, предусмотренного документацией, является нарушением требований пункта 5.9 Единых требований, поскольку в настоящем случае имеются поданные участниками заявки, при этом положения документации в оспариваемых торгах не позволяют осуществить отзыв заявки или изменить ценовое предложение.
При этом судами принято во внимание, что выданное ФАС России предписание от 16 июля 2021 г. по делу N 04/10/18.1-261/2021 исполнено ГБУ "Жилищник района ЗелАО".
Судами дана подробная оценка выводам административного органа относительно выявленного нарушения.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ГБУ "Жилищник района ЗелАО" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ГБУ "Жилищник района ЗелАО" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе ГБУ "Жилищник района ЗелАО" приводит довод о том, что в отношении учреждения по аналогичным делам вынесено 16 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 4 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и возможности применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Таким образом, с принятием Федерального закона N 70-ФЗ, в случае выявления при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) двух и более административных правонарушений, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. При этом производство по остальным делам об административных правонарушениях, события которых выявлены указанным контрольным (надзорным) органом мероприятием, не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
В отношении ГБУ "Жилищник района ЗелАО" антимонопольным органом вынесены 16 постановлений о привлечении к административной ответственности, в соответствии с которыми учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, действия заявителя, выразившееся в нарушении сроков размещения информации и нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, осуществлены в отношении различных объектов торгов, что образует самостоятельный состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 4 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Кроме того, указанные правонарушения не были выявлены антимонопольным органом при проведении контрольного (надзорного) мероприятия - антимонопольным органом в каждом случае приняты и рассмотрены самостоятельные жалобы на нарушение сроков размещения информации и нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов различных участников торгов на различные конкурсные процедуры, проводимые заявителем.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебного акта.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2022 г. по делу N А40-195031/22-145-1508 оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ "Жилищник района ЗелАО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении ГБУ "Жилищник района ЗелАО" антимонопольным органом вынесены 16 постановлений о привлечении к административной ответственности, в соответствии с которыми учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, действия заявителя, выразившееся в нарушении сроков размещения информации и нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, осуществлены в отношении различных объектов торгов, что образует самостоятельный состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 4 и 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
...
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2022 г. по делу N А40-195031/22-145-1508 оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ "Жилищник района ЗелАО" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2023 г. N Ф05-4707/23 по делу N А40-195031/2022