Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 марта 2006 г. N А48-6150/05-18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - К.Е.В. - зам. нач. юротдела (дов. от 12.12.05 N 18/3766, пост.), Б.Н.В. - экономиста налогового отдела (дов. от 12.12.05 N 18/3761, пост.); от налогового органа - Х.А.А. - спец. 1 категории (дов. от 14.04.05 N 27, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Орла на решение от 22.11.05 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-6150/05-18, установил:
Закрытое акционерное общество "О" (далее - ЗАО "О", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Орла (далее - Инспекция), выразившихся в начислении пеней по единому социальному налогу в размере 2 321 588 руб. 06 коп. на суммы ежемесячных авансовых платежей за 2002-2004 гг. (с учетом уточнения требования).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.11.05 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит судебный акт отменить, полагая, что он вынесен с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "О" и Инспекцией проведена сверка расчетов плательщика с бюджетом по налогам и сборам за период с 01.01.05 по 31.05.05, по результатам которой составлены акты от 31.05.05 N N 6962-6965.
Согласно указанным актам сверки было выявлено несоответствие данных Общества о задолженности по пене по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет данным налогового органа.
Налогоплательщик в адрес ИФНС РФ по Советскому району г. Орла 23.06.05 направил заявление N 35/1849, которым просил произвести перерасчет пеней по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Письмом от 05.08.05 N 09-10708 налоговый орган отказал Обществу в проведении перерасчета, сославшись на положения Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с действиями Инспекции по начислению пеней на суммы ежемесячных авансовых платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованное решение по существу спора.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Статьей 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Разрешая спор в части обоснованности ежемесячного начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей, суд правомерно указал, что предусмотренная ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня может быть взыскана с налогоплательщика только в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
Учитывая то, что налоговая база по единому социальному налогу определяется поквартально, пени должны начисляться по итогам отчетных периодов.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Инспекция, вопреки положениям вышеизложенных норм, начисляла Обществу пени по ЕСН, исходя из неуплаченных сумм ежемесячных платежей.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
В силу изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение от 22.11.05 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-6150/05-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2006 г. N А48-6150/05-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании