Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2023 г. N Ф05-5319/23 по делу N А40-163807/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ООО "ПК Милеста" (потребитель) был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N ТГЭ2100-00083-ЦЗ (снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения) от 01.03.2021 в отношении объектов, расположенных по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Производственная, д. 6, при этом условия договора приняты сторонами без разногласий. В силу п.6.1 договора, его действие начинается со дня окончания переходного периода (то есть с 01.01.2022 - п. 34 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении", решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 14.09.2021 N 31/1-тэ-2022) и подлежит периодическому продлению при отсутствии возражений сторон. В соответствии с приложением N 5 к договору, у потребителя не установлены коммерческие расчётные приборы учёта тепловой энергии. Данный факт также подтверждается актами технического обследования системы потребления тепловой энергии, теплоносителя N 1 от 23.12.2021 и N 2 от 25.03.2022. Согласно ч. 5 - 6 ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении", не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета. В силу ч. 1 - 2 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов; расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В силу ч. 4 ст. 13 Закона об энергосбережении, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Согласно п. 1.2.2 приложения N 1 к договору, потребитель обеспечивает учёт энергетических ресурсов, получаемых в точках поставки от теплоснабжающей организации. В соответствии с абзацем вторым п. 2.2.1 приложения N 1 к договору, точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учёта, допущенными к эксплуатации в соответствии с утверждёнными "Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя". В силу абзаца шестого того же пункта, потребитель несёт ответственность за сохранность и техническое состояние принадлежащих ему приборов учёта; ремонт и замена приборов учёта потребителя производится за счёт потребителя. В абзаце восьмом того же пункта указано, что если объект потребителя на дату заключения настоящего договора не оборудован приборами учёта, то после установки прибора учёта потребитель обязан обеспечить допуск вновь установленного прибора учёта в эксплуатацию. Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию (п. 61 "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N1034). Согласно п. 62 Правил N 1034, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета (п. 63 Правил N 1034). В соответствии с актом технического обследования системы потребления тепловой энергии, теплоносителя N1 от 23.12.2021 у потребителя установлен прибор учёта ВТК-7, заводской номер 269345СП, однако, не пройдена его очередная поверка и отсутствует допуск прибора в эксплуатацию, в связи с чем прибор учёта не пригоден к коммерческим расчётам. Названным актом, а также актом N2 от 25.03.2022 потребителю было выдано предписание обеспечить приборный учёт тепловой энергии.

Таким образом, истец указал, что потребителем не исполнена установленная законом и договором обязанность по надлежащей эксплуатации прибора учёта, в связи с чем определение количества потребляемых ресурсов осуществляется расчётным путём по договорной нагрузке. При этом в актах N 1 от 23.12.2021 и N 2 от 25.03.2022 были зафиксированы факты, которые позволяют сделать вывод, что указанная в договоре нагрузка является заниженной, в связи с чем установка и ввод в эксплуатацию прибора учёта является необходимым условием для правильного определения количества потребляемой тепловой энергии и теплоносителя. 18.03.2022 истцом в адрес потребителя было направлено требование о необходимости установки приборного учёта, которая была оставлена без ответа.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 12, 309, 310 ГК РФ, Федеральным закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ, "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, правомерно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможность понуждения потребителя установить прибор учёта, так как при неисполнении потребителем обязанности установить приборы учета он не может быть в принудительном порядке понужден исполнить соответствующую обязанность, поскольку законодательство предусматривает в этом случае иные правовые последствия, а до исполнения соответствующей обязанности, которая в равной степени возлагается как на теплоснабжающую организацию, так и на потребителя, при этом расчеты за отпущенный ресурс производятся с использованием расчетных способов, установленных законодательством.

Вместе с тем, теплоснабжающая организация вправе предъявлять потребителю плату за объём потреблённой тепловой энергии, определённый расчётным путём, при этом учитывается тепловая нагрузка - максимум возможного потребления тепловой энергии, что обеспечивает полный учёт поставленной тепловой энергии (пп.31, 115-116 Правил, ч.2 ст.13. ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"). С учетом вышеизложенного, поскольку законодательство предусматривает иные последствия неисполнения потребителем обязанности по установке прибора учёта, то исполнение обязанности в натуре в силу ст.308.3 ГК РФ не может быть присуждено, то есть правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, так как истцом был выбран ненадлежащим способ защиты.

...

Помимо указанного, отсутствовали также основания для признания обязательства соответчиков солидарным, так как солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности, при неделимости предмета обязательства (п. 1 ст. 322 ГК РФ), однако, соответствующих доказательств не было представлено, а также истец не привёл норму, на основании которой его требование может быть исполнено соответчиками солидарно. При этом ссылка истца на п.1.2.2 приложения N 1 к договору теплоснабжения, ч.6 ст.19 Федерального закона "О теплоснабжении" в обосновании правомерности заявленных требований, не может быть принята во внимание, поскольку законодательство предусматривает иные последствия неисполнения потребителем обязанности по установке прибора учёта, нежели понуждение к исполнению соответствующей обязанности в натуре."