город Москва |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А40-227542/21-21-1735 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Холодковой Ю.Е., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Центральный коллектор научных библиотек": Аминовой А.Р. - конкурсного управляющего (опр. от 01.02.2021 г. по делу N А40-75987/16-70-86Б);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Хайбуллина Р.Р. (дов. N ГИН-Д-45358/22 от 31.10.2022 г.);
рассмотрев 18 апреля 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Центральный коллектор научных библиотек"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2022 г.,
по делу N А40-227542/21-21-1735
по заявлению открытого акционерного общества "Центральный коллектор научных библиотек"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 4443-ЗУ/9066967/21 от 04 октября 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: 05 августа 2021 г. главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Юго-Западному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании задания на проведение выездного обследования от 05 августа 2021 г. N 4402 проведено выездное обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Бутлерова, вл. 17Б.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что по сведениям Росреестра и Информационной системы Реестр единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Бутлерова, вл. 17Б с кадастровым номером 77:06:0008001:5, площадью 12 564 кв.м, оформлен действующим договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке от 28 мая 2012 г. N М-06-037331, сроком по 15 февраля 2061 г., открытому акционерному обществу "Центральный коллектор научных библиотек" (далее - ОАО "Центральный коллектор научных библиотек", общество, заявитель) для целей эксплуатации помещений в здании под коллектор научных библиотек (арендатор "2", п. 1.1 Договора; доля в праве 12564/975,8); обществу с ограниченной ответственностью "КНИГА 21 ВЕК" для эксплуатации помещений в здании под офис и склад (доля в праве 12564/666,4); Кареевой Светлане Геннадьевне для эксплуатации помещений в здании под офис и склад (доля в праве 12564/395,2).
Впоследствии в вышеуказанный договор вступили множество физических и юридических лиц. Разрешенное использование земельного участка: участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9).
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:06:0008001:5 был оформлен ГП "Центральный коллектор научных библиотек" (правопредшественник) договорами краткосрочной аренды от 16 апреля 1996 г. N М-06-500549, сроком по 27 июня 2000 г., для эксплуатации имущественного комплекса; от 27 июля 2000 г. N М-06-504146, сроком по 28 декабря 2006 г., для эксплуатации зданий и сооружений коллектора научных библиотек; ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" от 28 декабря 2006 г. N М-06-508590, сроком по 27 мая 2012 г., для эксплуатации части здания под коллектор научных библиотек. Данные договоры не действуют.
Условиями вышеуказанных договоров была предусмотрена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с целями и условиями его предоставления; не осуществлять без согласия арендодателя и других компетентных органов власти строительство (п. 3.2.7 договора аренды от 16 апреля 1996 г. N М-06-500549), исполнять обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и городскими нормативными актами (п. 5.1 договора аренды от 27 июня 2000 г. N М-06-504146), не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее решение (п. 5.13 договора от 28 декабря 2006 г. N М-06-508590).
Согласно п. 4.5 особых условий действующего договора от 28 мая 2012 г. N М-06-037331, земельный участок предоставляется без права возведения капитальных зданий и сооружений и некапитальных объектов.
На земельном участке расположено нежилое 7-этажное здание 1986 года постройки с кадастровым номером 77:06:0008001:1060 по адресу: г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б, общей площадью (по данным Росреестра) 21 011,1 кв.м.
Нежилые помещения, расположенные в вышеуказанном здании, принадлежат на праве собственности множеству физических и юридических лиц.
Нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0008001:2599 площадью 1 495,3 кв.м (Этаж N 4, Этаж N 7, Этаж N антресоль 7, Этаж N 1, Этаж N 2, Этаж N 3) оформлено в собственность ОАО "Центральный коллектор научных библиотек", запись в ЕГРН от 05 июля 2013 г. N 77-77-06/106/2013-820.
В состав данного помещения, оформленного в собственность ОАО "Центральный коллектор научных библиотек", входят: 1 этаж, помещение I, комнаты 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е; 1 этаж, помещение VII, комнаты 1, 2. Вход в помещение I, комнаты 3а, 36, Зв, 3г, 3д, 3е; помещение VII, комнаты 1, 2 осуществляется со стороны фасада здания через обустроенные и предусмотренные технической документацией ГБУ города Москвы "МосгорБТИ" входные проемы.
На территории, вплотную прилегающей к помещению I, комнаты 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е; помещению VII, комнаты 1, 2, являющемуся частью собственности ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" (помещения с кадастровым номером 77:06:0008001:2599), произведена реконструкция вышеуказанного здания путем возведения пристройки площадью 128,5 кв.м на фундаменте.
Пристройка используется ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" в качестве входной группы для прохода в помещение I, комнаты 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е; помещение VII, комнаты 1, 2.
Согласно данным аэрофотосъемки Google Earth пристройка возведена в 2007-2009 году, когда арендатором земельного участка являлось ОАО "Центральный коллектор научных библиотек".
По данным Росреестра, ИС РЕОН пристройка площадью 128,5 кв.м к помещению I, комнаты 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е; помещению VII, комнаты 1, 2 первого этажа здания на технический учет ГБУ города Москвы "МосгорБТИ", на государственный кадастровый учет не поставлена, право собственности на пристройку не оформлено.
Согласно данным ИАС УГД, ИАИС ОГД, ИС РЕОН земельный участок для проведения работ по строительству пристройки площадью 128,5 кв. м к первому этажу здания у помещения I, комнаты 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е; помещения VII, комнаты 1, 2 не предоставлялся, ГПЗУ, проектная и иная исходно-разрешительная документация не оформлялась, разрешение на строительство объекта, акт ввода в эксплуатацию не оформлялись.
Таким образом, осуществленная реконструкция указанного выше здания (возведение пристройки площадью 128,5 кв. м на фундаменте к 1 этажу здания у помещений I, комнаты 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е; помещению VII, комнаты 1, 2), при отсутствии оформленных для целей строительства прав на землю, градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию свидетельствуют о наличии нарушения требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных градостроительным законодательством.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте выездного обследования от 05 августа 2021 г. N 9066967, протоколе осмотра территории от 05 августа 2021 г., протоколе инструментального обследования от 05 августа 2021 г. N 9066967 и произведенной фотосъемкой.
На основании полученных данных 08 сентября 2021 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" был составлен протокол об административном правонарушении N 9066967.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 04 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении N 4443-ЗУ/9066967-21 ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 7 551 935 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2022 г. заявленные требования удовлетворены.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2022 г. апелляционная жалоба возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2022 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, поскольку материалами дела не установлено, что пристройку возвело именно ОАО "Центральный коллектор научных библиотек"; само по себе прилегание пристройки к объектам недвижимости, принадлежащим ОАО "Центральный коллектор научных библиотек", не доказывает вину в возведении именно им незаконной пристройки, кроме того указанную пристройку в качестве входной группы для прохода в целом в здание, находящееся по адресу г. Москва, ул. Бутлерова, вл. 17 Б, используют иные собственники; спорный пристрой могли возвести иные арендаторы земельного участка, при этом договор аренды от 2012 г. заключался уже с пристройками (согласно данным аэрофотосъемки Google Earth пристройка возведена в 2007-2009 году), поскольку самовольные объекты либо их части существовали на дату заключения договора аренды земельного участка, то указанное обстоятельство исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Суд, делая вышеуказанный вывод, не выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, в то время как объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, выражается в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
Госинспекцией по недвижимости установлен факт использования ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" земельного участка с нарушением требований.
В обоснование вывода об использовании ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" земельного участка с нарушением требований административным органом указано, в том числе и на условия договора краткосрочной аренды от 16 апреля 1996 г. N М-06-500549.
Между тем судом не дана оценка приведенному доводу.
Относительно предположения суда о том, что пристройка могла быть возведена иными арендаторами, суд кассационной инстанции указал на то, что административный орган устанавливал факт использования земельного участка с нарушением требований на дату проведения обследования. Возможность использования спорной пристройки иными лицами не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
Судом также не дана оценка доводу общества о том, что спорная пристройка не относится к категории капитального строительства.
При новом рассмотрении дела постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества вменяемого ему состава административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госинспекции по недвижимости против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
В силу части 1 статьи 28 Закона о землепользовании собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка; а в случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что обществом допущена реконструкция здания, путем возведения к нему пристройки площадью 128,5 кв.м на земельном участке без предоставления земельного участка для осуществления таких действий и при отсутствии оформленных разрешительных документов.
Согласно данным аэрофотосъемки Google Earth пристройка возведена в 2007-2009 году.
Факт использования ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" земельного участка с нарушением требований подтверждается, в том числе и договором краткосрочной аренды от 16 апреля 1996 г. N М-06-500549.
Отклоняя доводы общества относительно того, что пристройка могла быть возведена иными арендаторами, суды указали на то, что факт использования земельного участка с нарушением требований на дату проведения обследования подтвержден материалами административного дела, а возможность использования спорной пристройки иными лицами не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП города Москвы.
Вина ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" в совершении административного правонарушения установлена.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 1.2 статьи 6.7 КоАП города Москвы.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Относительно довода ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" о неразрешении судом первой инстанции вопроса о капитальном или некапитальном характере спорной пристройки и необходимости проведения экспертизы по данному вопросу, а также о необоснованном отказе суда апелляционной инстанции в назначении по делу строительно-технической экспертизы с целью установления характеристики спорной пристройки, суд кассационной инстанции отмечает, что по смыслу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства о назначении экспертизы не влечет безусловную обязанность для суда по ее назначению.
Право сбора доказательств принадлежит суду, рассматривающему дело.
В кассационной жалобе не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2022 г. по делу N А40-227542/21-21-1735 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Центральный коллектор научных библиотек" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.Е.Холодкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.