Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 мая 2006 г. N А35-3209/05С3
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Курску на решение от 28.12.05 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3209/05С3, установил:
Инспекция ФНС России по г. Курску обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Р-И" штрафных санкций в сумме 40 864 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.12.05 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Р-И" взыскан штраф в сумме 61 руб. 34 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по г. Курску прост решение ода в части неудовлетворенных требований отменить как принятое с нарушением норм материального мрака.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность судебного акта исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по т. Курску проведена выездная налоговая проверка ООО "Р-И" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.01 по 31.12.03, о чем составлен акт от 16.12.04 N 18-22/323 и принято решение от 31.12.04 V-18-ЮЛ12, в соответствии с которым к обществу применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 40 802 руб. 80 коп., налога на пользователей автомобильных дорог 61 руб. 30 коп.
Поскольку в добровольном порядке ООО "Р-И" не уплатило указанные штрафные санкции, инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Основанием для применения к обществу штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в размере 40802 руб. 80 коп. явилось неправомерное, по мнению налогового органа, заявление обществом в налоговых декларациях за 1-4 кварталы 2001 г. и за 1-4 кварталы 2002 г. налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "Г" и ООО "РС", так как данные организации не значатся в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков, указанные в счетах-фактурах идентификационные номера налогоплательщиков являются фиктивными.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции ФНС России по г. Курску о взыскании с ООО "Р-И" штрафных санкций в сумме 40 802 руб. 80 коп. суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура.
Пунктом 5 ст. 169 НК РФ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Поскольку уплата сумм налога на добавленную стоимость поставщику при расчете за приобретенные товары являемся налоговой обязанностью, то документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование права на применение налоговых вычетов по НДС в оспариваемой сумме, общество представило счета-фактуры, в которых поставщиками указаны 5ЛО "Г" и ООО "РС". Между тем, согласно приобщенным к материалам дела ответам, поступившим от налоговых органов, указанные организации в федеральной базе данных налогоплательщиков и юридических лиц не значатся. Идентификационные номера налогоплательщиков, указанные в упомянутых счетах-фактурах являются недействительными.
Данные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности сведений о поставщиках товара, содержащихся в представленных ООО "Р-И" счетах-фактурах, в связи с чем инспекция правомерно не приняла заявленные в налоговых декларациях за указанные периоды налоговые вычеты.
Между тем, в соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Из совокупности норм, предусмотренных п. 6 ст. 108, п. 2 ст. 109, ст. 110 НК РФ следует, что вина лица, привлекаемого к налоговой ответственности, является необходимым условием привлечения его к ответственности. При этом обязанность по доказыванию виновности лица в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы.
Однако доказательств вины ООО "Р-И" в указании поставщиками в выставленных обществу счетах-фактурах недостоверной информации и, как следствие, в совершении ООО "Р-И" налогового правонарушения, выразившегося в неполной уплате НДС, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ, налоговый орган не представил.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 28.12.05 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3209/05С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФПГ России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2006 г. N А35-3209/05С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании