г. Москва |
|
2 мая 2023 г. |
Дело N А41-77660/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 02.05.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Холодковой Ю.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Министерства экологии и природопользования Московской области - Мусиева Р.А. (представителя по доверенности от 12.12.2022),
от Администрации Богородского городского округа Московской области - Савельевой М.А. (представителя по доверенности от 09.12.2020),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному федеральному округу" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 25.04.2023 в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу Администрации Богородского городского округа Московской области
на решение от 18.11.2022
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 08.02.2023
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-77660/2021
по заявлению Министерства экологии и природопользования Московской области
к Администрации Богородского городского округа Московской области
об обязании совершить действия,
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному федеральному округу", общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр",
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом принятых судом уточнений, к Администрации Богородского городского округа Московской области (далее - администрация) об обязании в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить от отходов производства и потребления путем очистки данной территории и вывоза отходов в установленном законом порядке в места специализированного размещения (захоронения), проектная документация которых соответствует действующим экологическим санитарным требованиям, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0602003:6124, земли кадастровых кварталов 50:16:0602003, 50:16:0603044, согласно указанному каталогу координат характерных точек участка складирования отходов МСК 50; об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земель, согласовав проектную документацию, утвержденную государственной экологической экспертизой в Министерстве экологии и природопользования Московской области, на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0602003:6124, землях кадастровых кварталов 50:16:0602003, 50:16:0603044, согласно указанному каталогу координат характерных точек участка складирования отходов МСК 50.
В качестве третьих лиц в деле участвуют федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному федеральному округу" (далее - учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (далее - общество).
постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель министерства возражал против ее удовлетворения.
Учреждение и общество, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, 24.07.2020 по адресу: Московская область, Богородский городской округ, г. Старая Купавна, промышленно-коммунальная зона, ул. Дорожная, на территории земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:6124, а также на землях неразграниченной государственной собственности кадастровых кварталов 50:16:0602003, 50:16:0603044, зафиксировано невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, повлекшие нанесение вреда почве как объекту окружающей среды.
В министерство поступило обращение гражданина по вопросу масштабного несанкционированного размещения отходов на территории г. Старая Купавна Богородского городского округа Московской области.
В рамках административного расследования 24.07.2020 состоялся осмотр несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования Богородский городской округ Московской области, в ходе которого установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:6124 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под иными объектами специального назначения), а также на землях неразграниченной государственной собственности кадастровых кварталов 50:16:0602003, 50:16:0603044, осуществлено несанкционированной размещение бытовых, строительных и иных отходов. Несанкционированное размещение отходов осуществлено непосредственно в границах береговой полосы, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны реки Шаловка. Часть реки Шаловка пересыпана (уничтожена). Территория несанкционированной свалки частично огорожена, имеется въездная группа, имеется вагончик (бытовка), емкости с топливом для заправки техники, при помощи которой осуществлялась планировка и уплотнение отходов.
В ходе осмотра 24.07.2020 на указанных землях и земельном участке привлеченными специалистами учреждения в соответствии с государственным контрактом от 17.04.2020 N 0148200002020000007 проведены отборы проб отходов с последующей экспертизой отобранных образцов, также на территории несанкционированной свалки проведены пространственно-геометрические маркшейдерские измерения размещенных отходов специалистами общества в соответствии с государственным контрактом от 06.07.2020 N 0148200002020000020.
Согласно заключению экспертов общества от 30.07.2020 N 22 общая площадь размещенных отходов на исследуемой 24.07.2020 территории, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составила 18 622 кв. м. Общий объем отходов, размещенных на исследуемой 24.07.2020 территории, определен от поверхности земли как насыпь, и на момент проведения маркшейдерских изысканий, составил 26 458 куб. м.
По результатам биотестирования отобранные пробы отходов относятся к четвертому классу опасности для окружающей среды, что подтверждается протоколами биотестирования учреждения N 941/1 от 29.07.2020, N 941/2 от 29.07.2020, N 942/1 от 29.07.2020, N 942/2 от 29.07.2020.
В соответствии с экспертным заключением учреждения от 11.09.2020 по итогам исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, почвам причинен вред в размере 258 661 584 рублей.
Администрация была привлечена к административной ответственности на основании постановления от 28.09.2020 N 04/47/1093/2020 к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Ногинского городского суда Московской области от 13.01.2022 по делу N 12-13/2022 это постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Министерство, ссылаясь на пункт 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 12, 13, 42 ЗК РФ, статьями 1, 4, 10, 51, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 12, 13, 22 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 16, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями пунктом 4.11, 4.13 ГОСТ 3072-2001, введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, указаниями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 6, 7, 8, 13, 17 Постановления Пленума от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", пришли к выводу о том, что администрация, являясь лицом, ответственным за содержание и распоряжение земельными участками и землями, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального района, не предприняла мер к предотвращению незаконного использования земельного участка, что привело к загрязнению земельных участков.
При этом суды приняли во внимание акт выездного обследования от 02.06.2022, из которого следует, что в ходе выездного обследования территории по адресу: Московская область. Богородский городской округ, городское поселение Старая Купавна, в районе земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:6124 установлено, что на данном земельном участке (категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование: под размещение административно-складского комплекса), в месте с координатами 55.787750, 38.186874 размещены бытовые и строительные отходы. На земельном участке с кадастровым номером 50:16:0602003:6124, в месте с координатами 55.785722, 38.186879 размещены древесные отходы и отходы грунта с включением лома бетона. Несанкционированное размещение отходов осуществлено непосредственно в границах береговой полосы, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны реки Купавинка (Шаловка) в месте с координатами 55.787656, 38.184428. На территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:16:0602003 - на землях неразграниченной государственной собственности, в месте, с координатами 55.788267, 38.185201, размещены древесные отходы, отходы грунта с включением бытового и строительного мусора. На момент проведения осмотра отходы не завозились, техника отсутствовала. Указанные земельные участки не огорожены и не охраняются.
Суды указали, что территория названных земель и земельного участка не является объектом размещения (хранения) отходов, не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.
Отклоняя доводы администрации о том, что решением Ногинского городского суда Московской области от 13.01.2022 по делу N 12-13/2022 постановление от 08.06.2021 N 04/47/1093/2020 о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации отменено, а также о том, что действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами, суды учли, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указали, что вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке. Земли и земельный участок, на которых допущены рассматриваемые нарушения (загрязнения), как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, являются землями неразграниченной государственной собственности, и распоряжение им осуществляет орган местного самоуправления муниципального района - администрация.
Ссылка администрации на возбуждение уголовного дела по факту несанкционированного сброса отходов в отношении неустановленных лиц отклонена судами, поскольку не свидетельствует об обстоятельствах, которые могли бы освобождать администрации от обязанностей по контролю за состоянием земельных участков и приведению их в нормативное состоянию. Администрация, как отметили суды, не лишена впоследствии права компенсировать свои расходы с виновных лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы администрации, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм материального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А41-77660/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что территория названных земель и земельного участка не является объектом размещения (хранения) отходов, не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.
Отклоняя доводы администрации о том, что решением Ногинского городского суда Московской области от 13.01.2022 по делу N 12-13/2022 постановление от 08.06.2021 N 04/47/1093/2020 о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации отменено, а также о том, что действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами, суды учли, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указали, что вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке. Земли и земельный участок, на которых допущены рассматриваемые нарушения (загрязнения), как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, являются землями неразграниченной государственной собственности, и распоряжение им осуществляет орган местного самоуправления муниципального района - администрация."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 мая 2023 г. N Ф05-7175/23 по делу N А41-77660/2021