г. Москва |
|
4 мая 2023 г. |
Дело N А40-145021/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 04.05.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Холодковой Ю.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров" - Алексеевой Я.В. (представителя по доверенности от 24.01.2022),
от Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - Катуниной Ю.А. (представителя по доверенности от 28.12.2022), Копышкиной С.Л. (представителя по доверенности от 28.12.2022),
рассмотрев 19.04.2023 - 26.04.2023 (объявлялся перерыв) в судебном заседании кассационную жалобу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 25.10.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 25.01.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-145021/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров"
к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования
об оспаривании акта в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров" (далее - ООО "ССМЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным акта Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд) от 07.04.2022 N 42/108 в части требования осуществить возврат в бюджет фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 409 947,38 руб. и уплаты штрафа размере 140 994,74 руб.
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе фонд просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
В судебном заседании представители фонда поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить, представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве и пояснениях.
В приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных обществом в электронном виде к пояснениям, отказано, ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полномочий по сбору и оценке доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее с учетом пояснений, суд округа пришел к выводу о том, что кассационная жалоба фонда подлежит удовлетворению.
Как установили арбитражные суды, общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) по территориальным программам обязательного медицинского страхования (реестровый N 775278) на основании добровольно направленного уведомления в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС).
На основании приказа от 02.03.2022 N 108 "О проведении проверки в ООО "ССМЦ" фондом проведена плановая комплексная проверка использования обществом в период 2019-2020 гг. средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.12.2018 N 1703-ПП и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24.12.2019 N 1822-ПП.
В ходе проверки обнаружено, что в проверяемом периоде между ООО "ССМЦ" и обществом с ограниченной ответственностью "Лизинг-Медицина" заключен договор лизинга, по окончании срока действия которого (один год) в соответствии с договором купли-продажи предмета лизинга от 30.04.2020 N ДКП-628-04/19 медицинское оборудование, представляющее собой в совокупности части единой эндоскопической системы, перешло в собственность ООО "ССМЦ".
Сумма лизинговых платежей по договору лизинга составила 8 631 964,16 руб., из которых стоимость медицинского оборудования составляет 7 598 560 руб., а выкупная стоимость медицинского оборудования в соответствии с договором купли-продажи - 1 000 руб.
Общая сумма затрат составила 8 632 964,16 руб., из них за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлены платежи на сумму 6 911 890,32 руб., а за счет средств от приносящей доход деятельности осуществлены на сумму 1 721 073,84 руб.
При этом средства в размере 1 139 784 руб., оплаченные за счет средств от приносящей доход деятельности, восстановлены обществом за счет средств обязательного медицинского страхования.
Медицинское оборудование, указанное в договоре лизинга, установлено в подразделении общества стационар "Госпитальная площадь", в котором общество оказывало как услуги по программам государственных гарантий, так и платные медицинские услуги.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование обществом средств обязательного медицинского страхования при оплате договора лизинга от 12.04.2019 N ДЛ-628-04/19 в размере 1 409 947,38 рублей, о чем составлен акт от 07.04.2022 N 42/108. Актом обществу предписано возвратить в бюджет фонда 1 409 947,38 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, с уплатой 140 994,74 руб. штрафа.
Не согласившись с фондом, общество оспорило данный акт в этой части.
Признавая заявление общества подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций указали, что действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения по расходам на уплату арендной платы за пользование имуществом в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы по оплате финансовой аренды (лизинга) объектов нефинансовых активов, в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката), подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования без ограничения размера платежа.
Суды отметили, что расходы на расчеты по договору лизинга по аренде оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования будут являться целевыми.
Действительно, как указали суды, согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона об ОМС, пунктом 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), пунктом 4.9 Территориальных программ, утвержденных Постановлениями Правительства Москвы от 27.12.2018 N 1703-ПП и от 24.12.2019 N 1822-ПП, пунктом 3.11 Тарифных соглашений по оплате медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы на 2019 год и на 2020 год, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на расходы на арендную плату за пользование имуществом, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
При этом согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Между тем возможность отнесения таких расходов к расходам, подлежащим оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, само по себе не означала возникновение соответствующих оснований в рассматриваемом случае.
В силу части 6 статьи 15 Закона об ОМС медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статей 38, 306.4 данного Кодекса бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, а любые действия, приводящие к нарушению адресности либо к направлению бюджетных средств на цели, не названные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Как следует из бюджетного законодательства и законодательства об обязательном медицинском страховании, не допустимо возмещение исключительно за счет средств ОМС определенных затрат при использовании нескольких источников финансирования.
Как отмечает фонд, полученные обществом средства обязательного медицинского страхования могли быть использованы только в целях реализации Территориальных программ и в соответствии со структурой тарифа, а не на финансирование оказания медицинской организацией платных медицинских услуг.
Как разъяснено пунктом 3.4 письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.07.2013 N 5423/21-и "О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу" к числу основных задач распределения затрат относится разнесение затрат: по видам оказываемых услуг (то есть определение того, какие виды затрат и в каком объеме приходятся на ту или иную услугу); по источникам финансирования (затраты на оказание одних и тех же видов услуг при различных источниках финансирования могут оказаться различными). Согласно пунктам 3.5, 3.7, 3.7.1 данного письма алгоритм решения задачи распределения затрат включает следующую последовательность действий: распределить затраты по каждой из статей на основные и накладные, на прямые и косвенные и т.д.; распределить затраты по каждому из подразделений; выработать критерии разнесения (перераспределения) затрат в различных случаях; определить очередность (этапность) распределения затрат (3.5); возможны два основных варианта распределения затрат: постатейное и по подразделениям (3.7); при постатейном распределении затрат каждая из статей распределяется по подразделениям, по видам услуг, по источникам финансирования (3.7.1).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 27.12.2018 N 1703-ПП, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, установлено, что учет объемов медицинской помощи, предоставляемых медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, осуществляется раздельно по видам и источникам их финансового обеспечения.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 24.12.2019 N 1822-ПП, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, установлено, что учет объемов медицинской помощи, предоставляемых медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, осуществляется раздельно по видам и источникам их финансового обеспечения.
Тем самым, медицинская организация, участвующая в названных Территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве и претендующая на получение средств территориального фонда ОМС при оказании медицинской помощи, обязана вести учет объемов медицинской помощи и осуществлять его раздельно по видам и источникам их финансового обеспечения.
По объяснениям сторон, в целях соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании руководителем общества издан приказ от 30.12.2008, представленный в материалы дела, об учете произведенных расходов (в том числе арендной платы за пользование имуществом) в рамках ОМС пропорционально доли от выручки от оказания услуг в рамках ОМС в общем объеме услуг, оказанных в подразделении стационар "Госпитальная площадь" по каждому месяцу в течение года.
В рассматриваемом случае спор обусловлен разногласиями сторон по вопросу законности восстановления обществом за счет средств обязательного медицинского страхования 1 139 784 руб., перечисленных обществом по названному договору лизинга контрагенту в качестве лизинговых платежей (платежи N 9 и 10) за упомянутое медицинское оборудование и полученных от приносящей доход деятельности при оказании медицинских услуг.
При этом, как пояснил представитель фонда и признал представитель общества, такая сумма была компенсирована обществом без учета доли от выручки от оказания услуг в рамках ОМС в общем объеме услуг, оказанных в подразделении стационар "Госпитальная площадь" с использованием медицинского оборудования, приобретенного в результате его выкупа по упомянутому договору лизинга; порядок, установленный приказом от 30.12.2008, в данном случае не применялся.
В обоснование восстановления за счет фонда ОМС названной суммы денежных средств, полученных от лиц, которым медицинских услуги были оказаны при осуществлении приносящей доход деятельности (то есть не в рамках ОМС), общество сослалось на то, что компенсировало свои расходы по оказанию медицинских услуг пациентам по ОМС с использованием иного медицинского оборудования в стационаре "Госпитальная площадь", которое в отличие от указанного медицинского оборудования, выкупленного по договору лизинга, было приобретено обществом за счет своих денежных средств, без использования средств фонда ОМС.
Между тем доводы фонда о том, что общество не осуществляло регистрацию медицинских услуг, позволяющих подтвердить названную сумму и соотнести ее с денежными средствами, приходящимися на ОМС, не опровергались обществом при рассмотрении настоящего спора.
Документы в подтверждение оказания медицинских услуг пациентам по ОМС с использованием оборудования, приобретенного обществом за счет своих денежных средств, документы в подтверждение соответствующих расходов, общество не представило ни фонду в ходе проверки ни судам первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
При подобном подходе, на котором настаивает общество, общество должно было вести раздельный учет объемов медицинской помощи, предоставляемых обществом при оказании медицинских услуг с использованием такого медицинского оборудования пациентам в рамках ОМС и не в рамках ОМС и исходя из доли общей суммы затрат, приходящейся на ОМС, получать денежные средства из фонда ОМС, однако не сделало этого, сделав предпочтение в пользу зачета 1 139 784 руб., неподтвержденных расходов в части отнесения их к ОМС при неопределенной доле расходов на оказание медицинских услуг пациентам в рамках ОМС в общей сумме расходов в счет платежей, полученных за оказание медицинских услуг при осуществлении приносящей доход деятельности, относящихся к другому медицинскому оборудованию, что нельзя признать обоснованным и законным.
Как отмечает фонд, определение единиц основных средств, в отношении которых осуществляется расходование средств обязательного медицинского страхования, находится в компетенции медицинской организации с учетом необходимости использования средств обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 40 Закона об ОМС территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно пункту 39.2 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н, проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе: 1) по видам медицинской помощи; 2) по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Как предусмотрено частью 9 статьи 39 Закона об ОМС, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Закона об ОМС), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями
Как установлено по делу, общество оплатило расходы за счет средств обязательного медицинского страхования на приобретение эндоскопической системы в размере 8 050 674,32 рублей вместо 6 640 726,94 рублей.
При подсчете данных сумм фонд использовал представленные обществом документы. Доводов об оспаривании данных сумм общество при рассмотрении спора не заявляло.
Общество допустило использование средств обязательного медицинского страхования в размере 1 409 947,38 рублей на финансовое обеспечение обязательств, исполнение которых подлежало за счет средств иных источников.
Суды не установили обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о незаконности акта фонда от 07.04.2022 N 42/108 в оспариваемой части, выводы и доводы фонда, основанные на материалах дела и указанных судами обстоятельствах, не опровергнуты.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неверного применения судами норм материального права с принятием по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А40-145021/2022 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров" отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.