г. Москва |
|
2 мая 2023 г. |
Дело N А41-57610/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 02.05.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Неман": Понедельников В.В. по доверенности от 30.05.2022, паспорту;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явился, извещён;
от ГБУ МО "Мосавтодор": не явился, извещён;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещён;
от ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ": не явился, извещён;
от Гольдфельда Л.В.: Понедельников В.В. по доверенности от 06.08.2019, паспорту;
рассмотрев 19.04.2023, после перерыва 25.04.2023 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Неман"
на решение от 16 декабря 2022 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 09 февраля 2023 года Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-57610/2022
по заявлению ООО "Неман"
к Комитету лесного хозяйства Московской области,
третьи лица: ГБУ МО "Мосавтодор", Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ", Гольдфельд Лев Витальевич,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Неман" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ комитета в заключении соглашения об установлении сервитута в отношении части лесных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:497 и 50:21:0070211:1911 для осуществления примыкания линейного объекта, изложенного в запросе на предоставление государственной услуги,
- обязать комитет оформить результат предоставления государственной услуги в виде соглашения об установлении сервитута в отношении части лесных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:497 и 50:21:0070211:1911 в порядке, определенном пунктом 6.2 Регламента по заключению соглашений об установлении сервитутов, утвержденного постановлением губернатора Московской области от 21.12.2020 N 578-ПГ, не позднее 7 календарных дней со дня вступления в силу судебного решения,
- присудить в пользу ООО "Неман" с комитета судебную неустойку в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены АО "АК Банк" (далее - общество), Петросян Л.С.
постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2023 года, отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, пояснения к кассационной жалобе, просил ее удовлетворить, представитель Гольдфельда Л.В.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы с пояснением, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1509, площадью 76 675 +/- 194 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк";
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:180, площадью 7 438 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк", ул. Западная;
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:904, площадью 2 810 +/- 30 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк", ул. Западная;
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1488, площадью 14 913 +/- 43 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк", ул. Восточная.
В пределах вышеуказанных земельных участков расположено сооружение - автомобильная дорога с кадастровым номером 50:21:0070211:1913, протяженностью 4 165 м, принадлежащее на праве собственности ООО "Неман".
Как указывает заявитель, общество по настоящее время не имеет официально узаконенного примыкания к автодороге Каширское шоссе.
ГБУ МО "Мосавтодор" в адрес заявителя направлено письмо от 05.09.2022 N исх-25568/2022, в котором указано, что с 01.11.2016 услуга по выдаче согласия, содержащего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, предоставляется в электронном виде с подачей заявления на сайте государственных услуг Московской области.
В части возможности организации примыкания ГБУ МО "Мосавтодор" указало о готовности выдать согласие, содержащее технические требования и условия на устройство примыкания земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070211:1509 к автомобильной дороге "Каширское шоссе - северный въезд "Горки Ленинские" при условии установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:497, а также ликвидации существующего незаконного примыкания к автомобильной дороге "Каширское шоссе - северный въезд "Горки Ленинские" на км 0 + 735 право.
С целью организации примыкания к автодороге Каширское шоссе общество обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070404:497 и земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070211:1911.
Письмом от 25.07.2022 исх.-19082/28-14 комитет отказал в заключении соглашения об установлении сервитута ввиду того, что лесной участок находится в лесопарковой зоне. Дополнительно комитет сообщил, что использование участка возможно после изменения границ лесопарковых зон, а также внесения изменений в лесохозяйственный регламент Подольского лесничества.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 названного Кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 названного Кодекса).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Статьей 39.23 названного Кодекса определено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Пункт 1 статьи 39.25 названного Кодекса предусматривает существенные условия соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) регулируется статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с приведенными нормами сервитут может быть установлен по требованию лица, нуждающегося в пользовании чужим земельным участком, только в том случае, если у него отсутствуют иные возможности использования принадлежащего ему имущества, на что верно обратил внимание арбитражный суд первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 56 названного Кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 104 названного Кодекса установлена зона с особыми условиями использования.
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1911 передан 28.12.2021 по договору аренды N 50-0820-14-13-14 ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (газопровод).
При проведении пространственного анализа данных о границах испрашиваемого земельного участка и границах земель лесного фонда, содержащихся в Государственном лесном реестре установлено, что границы земельного участка, согласно каталогу координат, указанных в схеме, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:497; 50:21:0070211:1911 и полностью относятся к землям лесного фонда: Подольское лесничество, Коробовское участковое лесничество, квартал 15.
Согласно лесохозяйственному регламенту Подольского лесничества испрашиваемый лесной участок относится к категории защитных лесов, расположенных в лесопарковых зонах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Согласно подпункту 5 пункта 2 указанной статьи в лесопарковых зонах установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.
Согласно п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды:
- объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
- линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, лини электропередачи и др.).
Суды отметили, что обществом не представлены доказательства того, что установление именно сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070404:497 является единственно возможным способом для прохода/проезда к земельным участкам, находящимся в собственности общества.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2023 года по делу N А41-57610/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 3, 6 статьи 56 названного Кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 104 названного Кодекса установлена зона с особыми условиями использования.
...
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
...
Согласно п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды:"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 мая 2023 г. N Ф05-6695/23 по делу N А41-57610/2022