18 мая 2023 г. |
Дело N А40-69612/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Кобылянского В.В., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Васинович Д.А., доверенность от 08.11.2021;
от ответчика: Тарасова М.Д., доверенность от 16.01.2023;
от третьего лица: Смирнов Г.В., доверенность от 01.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Карамышевская д.62" на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу
по иску ТСЖ "Карамышевская д.62"
к ГУП города Москвы "Экотехпром"
третье лицо: ООО "Спецтранс"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Карамышевская д.62" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.12.2021 N 9-6-6362.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.12.2021 N 9-6-6362, в части условий, изложенных в пункте 3.1 и пункте 8 в редакции ответчика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, ТСЖ "Карамышевская д.62" подана кассационная жалоба на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в которой заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы истец указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив заявленные доводы, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами, Государственное унитарное предприятие города Москвы "Экотехпром" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы.
В связи с тем, что с 01.01.2022 деятельность с твердыми коммунальными отходов на территории города Москвы осуществляется одним или несколькими региональными операторами ГУП "Экотехпром" в лице ООО "Спецтранс" направило ТСЖ "Карамышевская д.62" (потребителю) проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив в пункте 8 раздела II порядок учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а в пункте 3.1, с учетом порядка расчета, ежемесячную и общую сумму, которую потребитель обязуется оплачивать по настоящему договору.
В соответствии с пунктом 3.1 проекта договора ежемесячная сумма по настоящему договору составляет 97 986,26 руб. Общая сумма настоящего договора составляет 1 175 835,08 руб. Приложением N 1 к проекту договора установлено расчетное количество ТКО 116,757333 (м. куб. месяц).
Проект договора получен истцом 10.01.2022.
Потребитель ТСЖ "Карамышевская д.62" не согласился с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направив в адрес регионального оператора протокол разногласий.
Согласно протоколу разногласий, учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления (пункт 8 проекта договора) и исходя из предложенного потребителем расчетного способа учета объема и (или) массы, изменению подлежит ежемесячная и общая сумма, которую потребитель обязуется оплачивать региональному оператору (пункт 3.1 проекта договора).
Потребитель также не согласился с расчетом принимаемых объемов, предложив установить расчетное количество ТКО - 34,35 (м.куб. месяц).
Протокол разногласий был направлен региональному оператору 20.01.2022.
Поскольку ответчик протокол разногласий не принял, истец передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 421, 424, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, Постановления Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве", суды пришли к выводу об обоснованности применения расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО и урегулировании разногласий, возникший при заключении договора в редакции ответчика. Суды пришли к выводу об обоснованности применения расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При наличии в субъекте Российской Федерации введения раздельного сбора отходов (постановление Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве"), хозяйствующим субъектом должно быть организовано фактическое выполнение потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039). Согласно п. 3 и п. 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из пункта 20 и пункта 21 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Согласно пункту 3.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП (далее - Порядок накопления ТКО), необходимое количество емкостей на МНО, их вместимость и тип определяются договором, заключенным Потребителем с Региональным оператором, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества Потребителей, использующих в соответствии с договором МНО, фактических данных о накоплении смешанных отходов, групп однородных отходов. Запрещается устанавливать емкости вне МНО, запрещается перемещать емкости, установленные в МНО, за пределы МНО. В случае если подъездные пути к МНО заблокированы, допускается перемещение емкостей из МНО к месту погрузки ТКО в мусоровоз (пункты 3.9. - 3.10 Порядка накопления ТКО).
Пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Учитывая изложенные положения, суды указали, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора.
Кроме того, согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета по факту. Способ складирования твердых коммунальных отходов, который определен договорными отношениями между Региональным оператором и потребителем - расчетный путь исходя из нормативов накопления ТКО.
Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1812-ПП утвержден Порядок расчета платы за услугу по обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Москве.
Пунктом 2 Порядка расчета установлено, что в соответствии с положениями абзаца третьего подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, абзаца третьего пункта 148(30) и абзаца второго пункта 148(38) Правил N 354 начисление платы за оказание услуги по обращению с ТКО, в том числе платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, за расчетный период (месяц) осуществляется одним из двух способов: исходя из фактического суммарного объема ТКО, накопленных за расчетный период в определенных в порядке накопления ТКО местах накопления отходов (далее - МНО), из которых предусмотрен сбор и вывоз ТКО региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (смешанными ТКО, группами однородных отходов (далее - ТОО), накапливаемых совместно), заключенным с потребителем с учетом объема ТОО, накапливаемых в соответствии с пунктом 2.4.2 порядка накопления ТКО. Требования пункта 2.4.2 порядка накопления ТКО устанавливают, что накопление групп однородных отходов осуществляется при разделении на отдельные группы однородных отходов согласно перечню, в том числе с выделением в отдельную группу отходов электротехнического и электронного оборудования (в том числе его узлов, частей, деталей), которые могут быть повторно использованы после дополнительной обработки, в предназначенные для каждой группы однородных отходов емкости по инициативе потребителя.
Исходя из 1/12 норматива накопления ТКО в период с января по декабрь отчетного года, с последующим формированием корректирующего расчета по итогам отчетного года, исходя из фактического суммарного объема ТКО за год, накопленных в МНО, указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Фактический суммарный объем ТКО за год, накопленных в МНО и переданных Региональному оператору в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, определяется путем сложения фактического объема вывезенных Региональным оператором ТКО за каждый месяц отчетного года, указанного в акте оказанных услуг, подписанного лицом, ответственным за содержание МНО, и Региональным оператором с учетом ТКО, накопленных на таких МНО Потребителями, использующими МНО в соответствии с заключенными с лицами, ответственными за содержание МНО, соглашениями (договорами) об использовании МНО, а также с учетом объема ТОО, накапливаемых в соответствии с пунктом 2.4.2 Порядка накопления ТКО.
С учетом изложенного, как указано судами, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N305-ЭС21-11542 по делу N А40-198241/19).
Накопление ТКО Потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, возможно при наличии заключенного соглашения (договора) об использовании МНО.
В соответствии с 2.1(1) Порядка накопления ТКО допускается накопление ТКО потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, при условии заключения между Потребителем и лицом, ответственным за содержание МНО, в установленном порядке соглашения (договора) об использовании МНО.
Как установлено судами, истец не имеет собственной контейнерной площадки для раздельного сбора ТКО, бункерной площадки для сбора КТО. Соответственно, возможность установления учета количества и объема накопленных непосредственно жителями ТСЖ "Карамышевская, 62" на контейнерной площадке, которая находится в общем пользовании нескольких управляющих организаций и имеет неограниченный доступ третьих лиц, отсутствует.
При этом в соответствии с п. 6. Порядка расчета в отношении ТКО, накопленных жителями многоквартирных домов и иных жилых домов (в том числе коммунальных квартир и индивидуальных жилых домов), начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО формируются в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка по формуле 3:
где: S - общая площадь жилого помещения (для жителей индивидуальных жилых домов применяется площадь в соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 1 ноября 2006 N 54 "О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", при отсутствии сведений о количестве проживающих применяется площадь в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона города Москвы N 54) (м2); N - норматив накопления ТКО (м3/год); Тотх - цена на коммунальную услугу, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (руб./м3).
Таким образом, в соответствии с данным пунктом, расчет для жителей МКД производится по данной формуле независимо от выбранного метода расчета ТКО.
Поскольку ТСЖ "Карамышевская, д. 62" не выполнило свои обязанности по заключению соглашения, а также не воспользовалось своим правом по созданию собственных МНО, расчет производится в соответствии с нормативами накопления ТКО.
При таких обстоятельствах суды, основываясь на представленных сторонами доказательствах, правильно применив нормы материального права, сделали соответствующий обстоятельствам дела вывод об обоснованности применения расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО и урегулировании разногласий, возникший при заключении договора в редакции ответчика.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о том, что истец имеет собственную контейнерную площадку для раздельного сбора ТКО, контейнерная площадка внесены в реестр МНО, а также имеется возможность установления учета количества и объема, при этом расчет учета объема ТКО исходя из норматива, приводит к многократному удорожанию стоимости оказываемых региональным оператором услуг, в связи с чем условие пункта 8 договора в редакции регионального оператора оказывается обременительным, проверены судом округа и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А40-69612/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фактический суммарный объем ТКО за год, накопленных в МНО и переданных Региональному оператору в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, определяется путем сложения фактического объема вывезенных Региональным оператором ТКО за каждый месяц отчетного года, указанного в акте оказанных услуг, подписанного лицом, ответственным за содержание МНО, и Региональным оператором с учетом ТКО, накопленных на таких МНО Потребителями, использующими МНО в соответствии с заключенными с лицами, ответственными за содержание МНО, соглашениями (договорами) об использовании МНО, а также с учетом объема ТОО, накапливаемых в соответствии с пунктом 2.4.2 Порядка накопления ТКО.
С учетом изложенного, как указано судами, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N305-ЭС21-11542 по делу N А40-198241/19).
...
где: S - общая площадь жилого помещения (для жителей индивидуальных жилых домов применяется площадь в соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 1 ноября 2006 N 54 "О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", при отсутствии сведений о количестве проживающих применяется площадь в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона города Москвы N 54) (м2); N - норматив накопления ТКО (м3/год); Тотх - цена на коммунальную услугу, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (руб./м3)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2023 г. N Ф05-8840/23 по делу N А40-69612/2022