г. Москва |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А40-64241/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.05.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А.., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Агудар": Кузнецов Н.А. по дов. от 27.06.2022, Новиков Н.А. по дов. от 27.06.2022,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Соков И.А. по дов. от 24.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Агудар" на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А40-64241/2022
по заявлению ООО "Агудар"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агудар" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - Управление) о признании уведомления (решение) от 30.12.2021 N MFC-0558\2021-487160 N PKPVDMFC-2021-03-22-652748 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2, незаконным; признании уведомления (решение) от 27.01.2022 N КУВД-001/2021-43692115\3 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2, незаконным (с учетом уточнений заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель Управления против ее удовлетворения возражал. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.12.2014 между ООО "Радуга" (правопредшественник заявителя) и Департаментом городского имущества г. Москвы был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 59-1390, согласно которому ООО "Радуга" приобрело следующее недвижимое имущество: отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: г.Москва, Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2, общей площадью 360,3 кв. м (здание); земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2, общей площадью 469 кв. м (земельный участок).
05.10.2016 в ЕГРЮЛ была внесена запись за номером 5167746152460 о создании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Агудар", путем реорганизации в форме выделения из общества с ограниченной ответственностью "Радуга".
02.12.2016 согласно выписке из ЕГРП, на основании передаточного акта, утвержденного решением N 4 от 17.05.2016, единственным участником ООО "Радуга" от 17.05.2016 проведена государственная регистрация права заявителя на объект недвижимости: здание, назначение: нежилое, площадь 360,3 кв. м по адресу: г. Москва Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2.
07.12.2016 согласно выписке из ЕГРП, на основании передаточного акта, утвержденного решением N 4 от 17.05.2016, единственным участником ООО "Радуга" от 17.05.2016 проведена государственная регистрация права заявителя на объект недвижимости: земельный участок, общая площадь 469 кв. м, местонахождение: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, предоставленному Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве от 16.03.2015 N 77/501/15-281661 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001098:2671 имеет следующее разрешенное использование: объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения; и следующую категорию земель: земли населенных пунктов.
Нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2., согласно выписке из технического паспорта БТИ по состоянию на 09.04.2002, являлось нежилым, год постройки здания - до 1917 г., материал стен дерево, общая площадь здания составляла 360,3 кв. м. Указанная постройка не является самовольной.
22.03.2021 заявитель подал заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое здание площадью 597,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2 (здание).
10.03.2021 Управлением вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на Здание до 30.06.2021.
30.06.2021 Управление представило заявителю Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2.
30.12.2021 Управление вынесло Уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2.
Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации права собственности на здание от 30.12.2021, причинами, препятствующими проведению государственной регистрации, являются следующие обстоятельства: объект недвижимости, заявленный к регистрации, не стоит на кадастровом учете; в качестве документов-оснований для регистрации в Управление были представлены решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2020 по делу N А40-255833/17-135-2172, постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда N 09АП-27374/2020 от 27.02.2020, постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2020, в указанных документах отсутствует информация о том, что данные судебные акты являются основанием для регистрации права собственности заявителя на нежилое здание площадью 597,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2.
Общество подало заявление о государственном кадастровом учете в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2, в целях исправления недостатков, указанных в уведомлениях Управления от 10.03.2021 и 30.06.2021 о приостановлении государственной регистрации права собственности на здание.
08.06.2021 Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении здания.
08.09.2021 Управление вынесло уведомление об отказе в государственном кадастровом учете в отношении здания.
Заявитель повторно обратился в Управление.
27.10.2022 Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении здания.
27.01.2022 Управление вынесло уведомление об отказе государственном кадастровом учете в отношении здания.
Согласно уведомлению об отказе от постановке здания на государственный кадастровый учет от 27.01.2022, причинами отказа является несоответствие представленного технического плана требованиям, предъявляемым к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (пункт 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 18.10.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменения в связи с изменением сведений об этажности здания, площади здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, в том числе в связи с исправлением ошибки.
27.10.2021 по итогам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором прав на основании статьи 26 Закона N 218-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
27.01.2022 Управлением принято решение об отказе на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ - ввиду не устранения в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета указанных в уведомлении о приостановлении от 27.10.2021.
Так, Управлением установлено, что проведению заявленных действий в части осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ препятствовало несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно: технический план изготовлен в нарушение требований Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Требования).
В нарушение пункта 42, 43 Требований, в разделе "Характеристики объекта недвижимости" не приведены сведения о всех ранее присвоенных номерах.
В соответствии с пунктом 34 Требований в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
Проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на Чертеже, Схеме специальными условными знаками (Приложение к Требованиям).
Между тем, представленный технический план не соответствует вышеуказанным требованиям.
Обоснование значения площади, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов не приведено в разделе "заключение кадастрового инженера" в соответствии с пунктом 50 Требований.
Согласно пункту 52 Требований для оформления графической части технического плана должны применяться специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
Графическая часть представленного технического плана составлена с нарушением вышеуказанных требований в части применения специальных условных обозначений, предусмотренных Приложением к требованиям (не все условные обозначения графической части объяснены).
По представленным координатам здание выходит за границы земельного участка с кадастровым N 77:01;0001098:2671.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001098:2671, на котором расположено здание, установлено ограничение на основании Распоряжения Департамента культурного наследия города Москвы от 03.11.2020 N 713 об установлении (изменении) границ территории объекта культурного наследия или зон его охраны (номер зоны 77:01-6.334). Размещение объекта в границах территорий культурного наследия требует дополнительного согласования с Департаментом культурного наследия города Москвы. В целях получения необходимых сведений направлен запрос в Департамент культурного наследия города Москвы. Согласно полученному ответу Департаментом культурного наследия города Москвы согласовано архитектурно-градостроительное решение, предусматривающее перепланировку и переустройство здания без изменения объемно-пространственных характеристик.
Вместе с тем, согласно представленному техническому плану меняется общая площадь и этажность здания.
В составе технического плана отсутствуют документы, являющиеся основанием для подготовки технического плана нежилого здания, предусмотренные пунктом 20 Требований.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В качестве документов-оснований для регистрации прав заявителем в Управление представлены судебные акты по делу N А40-255833/17-135-2172.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 по указанному делу отказано в удовлетворении встречных требований ООО "Агудар" к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности ООО "Агудар" на нежилое здание, площадью 595,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва Дегтярный пер., д. 8 стр. 2.
Таким образом, данный судебный акт не может служить основанием к государственной регистрации права на здание площадью 595,7 кв.м.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А40-64241/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В качестве документов-оснований для регистрации прав заявителем в Управление представлены судебные акты по делу N А40-255833/17-135-2172.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 по указанному делу отказано в удовлетворении встречных требований ООО "Агудар" к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности ООО "Агудар" на нежилое здание, площадью 595,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва Дегтярный пер., д. 8 стр. 2."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2023 г. N Ф05-9977/23 по делу N А40-64241/2022