г. Москва |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А40-183210/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "Лестехстрой-земля": Суббота А.В. по доверенности от 16.09.2022, паспорту, Тизенгольт Н.О. по доверенности от 16.09.2022, паспорту;
от Департамента городского имущества города Москвы: Шумихин А.В. по доверенности от 19.12.2022, паспорту;
от АО "Мосгаз": Абакумов А.Ю. по доверенности от 30.12.2022, паспорту;
рассмотрев 18.05.2023 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Лестехстрой-земля"
на решение от 07 ноября 2022 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 января 2023 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-183210/2022
по заявлению ООО "Лестехстрой-земля"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: АО "Мосгаз"
о признании незаконным и отмене распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лестехстрой-земля" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании незаконным и отмене распоряжения департамента от 01.04.2022 N 16529, распоряжения департамента от 01.04.2022 N 16528, распоряжения департамента от 01.04.2022 N 16489, распоряжения департамента от 01.04.2022 N 16488, распоряжения департамента от 01.04.2022 N 16487.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Мосгаз".
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2023 года, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель АО "Мосгаз" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что департаментом приняты распоряжения: 1) от 01.04.2022 N 16529 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:125; 2) от 01.04.2022 N 16528 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:23; 3) от 01.04.2022 N 16489 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:10; 4) от 01.04.2022 N 16488 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:15; 5) от 01.04.2022 N 16487 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:16.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Таким образом, специальным регулированием предусмотрено, что для строительства линейных объектов систем газоснабжение допускается установление публичного сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, установлены полномочия в части принятия решений об установлении публичных сервитутов: "Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.2.14(3). Об установлении и прекращении публичных сервитутов для использования земельных участков и (или) земель в случаях, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.2.14(4). Об установлении и прекращении публичных сервитутов в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории, прошедшей в установленном порядке общественные обсуждения или публичные слушания, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 7 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, на срок до 10 лет."
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Суды указали, что ходатайства об установлении публичного сервитута соответствует требованиям, установленным статьей 39.41 ЗК РФ.
С ходатайством об установлении публичного сервитута, согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ, вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта для их строительства, реконструкции.
Как установлено судами, в департамент поступило ходатайство АО "Мосгаз" от 18.01.2022 N 01-17-445/22 об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 сроком на 10 лет в интересах АО "МОСГАЗ" для строительства линейного объекта системы газоснабжения "Газопровод высокого давления Р АО "Мосгаз" является газораспределительной организацией, т.е. специализированной организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" газораспределительные организации занимаются развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2021-2024 годы (п. 2173), утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 N 1591-ПП, АО "Мосгаз" осуществляет мероприятия по строительству газопровода высокого давления, в связи со строительством которого постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 N 464-ПП был утвержден проект планировки соответствующей территории.
Проектом планировки территорий было предусмотрено, что для строительства газопровода требуется занять территорию, в том числе, общей площадью 33 136 кв. м, расположенную в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16, принадлежащих ООО "Лестехстрой-Земля" на праве собственности.
Строительство указанного объекта осуществляется на основании проекта планировки территории линейного объекта - газопровод высокого давления "село Вороново - садоводческое некоммерческое товарищество "Поляница-2" - деревня Юрьевка - садоводческое некоммерческое товарищество "Полесье" - деревня Хмырово - деревня Белоусово", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 N 464-ПП (далее - ППТ).
Планом межевания, утвержденным в составе ППТ определены участки N 105,198, 95, 90, 88, которые могут быть обременены публичным сервитутом.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0030201:125, 50:27:0030239 23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 находятся в собственности ООО "Лестехстрой-Земля".
Суды, оценив в порядке главы 7 АПК РФ все представленные доказательства по делу, пришли к выводу, что департаментом проведена правовая экспертиза документов, поступивших от АО "Мосгаз", в соответствии с результатами которой и, в том числе, с учетом содержания постановления Правительства Москвы от 13.04.2021 N 464-ПП, ходатайство АО "Мосгаз" об установлении сервитута соответствует требованиям статьи 39.41 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.42 ЗК РФ Департаментом были опубликованы сообщения о возможном установлении сервитута, что подтверждается сообщениями, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы в отношении земельных участков: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16.
В силу п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ департаментом было опубликованы оспариваемые распоряжения, что подтверждается сообщениями от 04.04.2022, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы.
На основании вышеуказанного положения земельного законодательства 05.04.2022 оспариваемое распоряжение было направлено в адрес АО "Мосгаз" по адресу: 105120, г. Москва, Мрузовский переулок, д. 11, стр. I, а также в порядке электронного документооборота.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством департаментом соблюден порядок установления публичного сервитута.
Суды отклонили довод общества о прямом запрете размещения объекта газоснабжения на земельных участках в силу п. 10 ст. 23 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 23 ЗК РФ в случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 установлено следующее:
"в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в течение одного года в отношении иных земельных участков".
Из смысла вышеуказанных норм и природы института установления публичного сервитута, невозможность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или существенное затруднение в его использовании в течение определенного периода - предполагается.
При направлении ходатайства об установлении публичного сервитута АО "Мосгаз" осуществлен расчет периода, в течение которого использование земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено.
В отношении земельных участков общества такой срок определен - 8 месяцев и 15 дней.
Размещение объекта газоснабжения предусмотрено проектом планировки территории от 13.04.2021 N 464-ПП.
Согласно приложениям "1.3. План межевания" и "1.3.2. Характеристика земельных участков территории к плану "Межевание территории", утвержденные в составе ППТ, в отношении земельных участков 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324 10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 предусмотрено обременение условием использования подземного пространства/установление публичного сервитута.
Планом межевания (1.3.), утвержденным в составе ППТ, определены участки N 05, 98, 95, 90, 88, то есть вышеуказанные земельные участки, которые могут быть обременены публичным сервитутом.
Также суды исходили из того, что с учетом содержания постановления Правительства Москвы от 13.04.2021 N 464-ПП, оспариваемых распоряжений, обременяемая сервитутом площадь земельных участка с кадастровым номером 50:27:0030201:125 составляет 4,4%, с кадастровым номером 50:27:0030239:23 - 1.25%, с кадастровым номером 50:27:0030324:10 - 1.7%, с кадастровым номером 50:27:0030324:15 - 4,54%, 50:27:0030324:16 - 4%, осуществление деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав общества на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании указанных земельных участков.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2023 года по делу N А40-183210/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39.42 ЗК РФ Департаментом были опубликованы сообщения о возможном установлении сервитута, что подтверждается сообщениями, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы в отношении земельных участков: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16.
В силу п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ департаментом было опубликованы оспариваемые распоряжения, что подтверждается сообщениями от 04.04.2022, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы.
...
Суды отклонили довод общества о прямом запрете размещения объекта газоснабжения на земельных участках в силу п. 10 ст. 23 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 23 ЗК РФ в случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2023 г. N Ф05-9704/23 по делу N А40-183210/2022