г. Москва |
|
8 июня 2023 г. |
Дело N А40-146416/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Правительства Республики Карелия - Першиной М.А. (представителя по доверенности от 28.06.2022),
от Федеральной антимонопольной службы - Арслановой Л.А. (представителя по доверенности от 22.12.2022),
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Захарова М.А. (представителя по доверенности от 21.12.2022), Кулий Л.А. (представителя по доверенности от 31.03.2023),
от Министерства финансов Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
от Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Янишполе" - извещено, представитель не явился,
от акционерного общества "Эссойла" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Ладожское" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Аграрный" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс им. В.М. Зайцева" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Родина" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Молочная ферма "Искра" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Видлица Агро" - Родионова А.В. (представителя по доверенности от 22.01.2023),
от акционерного общества "Племсовхоз Мегрега" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Маяк" - извещено, представитель не явился,
от акционерного общества "Совхоз "Ведлозерский" - извещено, представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Совхоз "Толвуйский" - извещено, представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Племенное хозяйство "Ильинское" - извещено, представитель не явился,
от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Драева Т.К. (по доверенности от 28.04.2023),
рассмотрев 01.06.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 18.10.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19.01.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-146416/2022
по заявлению Правительства Республики Карелия
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения,
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, общество с ограниченной ответственностью "Янишполе", акционерное общество "Эссойла", общество с ограниченной ответственностью "Ладожское", общество с ограниченной ответственностью "Совхоз Аграрный", общество с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс им. В.М. Зайцева", общество с ограниченной ответственностью "Родина", общество с ограниченной ответственностью "Молочная ферма "Искра", общество с ограниченной ответственностью "Видлица Агро", акционерное общество "Племсовхоз Мегрега", общество с ограниченной ответственностью "Маяк", акционерное общество "Совхоз "Ведлозерский", открытое акционерное общество "Совхоз "Толвуйский", открытое акционерное общество "Племенное хозяйство "Ильинское",
Генеральная прокуратура Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее также - служба) от 04.05.2022 по делу N 06/01/15-15/2021.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, общество с ограниченной ответственностью "Янишполе", акционерное общество "Эссойла" (далее - АО "Эссойла"), общество с ограниченной ответственностью "Ладожское", общество с ограниченной ответственностью "Совхоз Аграрный", общество с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс им. В.М. Зайцева", общество с ограниченной ответственностью "Родина", общество с ограниченной ответственностью "Молочная ферма "Искра", общество с ограниченной ответственностью "Видлица Агро" (далее - ООО "Видлица Агро"), акционерное общество "Племсовхоз Мегрега", общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - ООО "Маяк"), акционерное общество "Совхоз "Ведлозерский" (далее - АО "Совхоз "Ведлозерский"), открытое акционерное общество "Совхоз "Толвуйский" (далее - ОАО "Совхоз "Толвуйский"), открытое акционерное общество "Племенное хозяйство "Ильинское" (далее - ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское").
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В дело на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на стадии кассационного производства вступила Генеральная прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения законности.
В отзыве на кассационную жалобу Минсельхоз России возражает против ее удовлетворения и просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы и требования кассационной жалобы
Представитель ООО "Видлица Агро" в судебном заседании также поддержал кассационную жалобу службы, просил ее удовлетворить, пояснил, что частные предприятия часто получают отказы в предоставлении субсидий в отличие от организаций с участием Республики Карелия, однако отметил, что данные отказы не оспаривались в установленном порядке.
Представители Правительства Республики Карелия, Минсельхоза России в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судебном заседании также возражал против удовлетворения кассационной жалобы службы, пояснил, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка в период рассмотрения настоящего спора, рассматриваемых нарушений в действиях Правительства Республики Карелия установлено не было.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
В приобщении к материалам дела отзыва Правительства Республики Карелия на кассационную жалобу отказано ввиду несоблюдения при подаче данного отзыва требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление другим лицам, участвующим в деле, в том числе лицам, не направивших представителей в судебное заседание.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ФАС России, Правительства Республики Карелия, Минсельхоза России, ООО "Видлица Агро", Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, постановлением Правительства Республики Карелия от 20.01.2015 N 7-П утверждена государственная программа Республики Карелия "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов" (далее - Государственная программа РК).
Финансирование мероприятий Государственной программы РК осуществляется, в том числе за счет перечисления трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Карелия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Государственная программа N 717).
Процедура и условия предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках Государственной программы РК утверждены Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 N 50-П (далее - Порядок) субсидии предоставляются по результатам отбора юридических лиц Министерством сельского хозяйства Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доводятся в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, кроме случаев предоставления целевых субсидий АО "Совхоз "Ведлозерский", ОАО "Совхоз "Толвуйский" или ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское".
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2019 N 519-П в Порядок были внесены изменения, определяющие цели предоставления субсидий, в том числе целевых, ряду хозяйствующих субъектов с участием Республики Карелия, к которым относятся, в частности, АО "Совхоз "Ведлозерский", ОАО "Совхоз "Толвуйский" и ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" (пункты 5, 6, 17, 18, 20).
Законом Республики Карелия от 19.12.2019 N 2440-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" уже были предусмотрены ассигнования для выплаты целевых субсидий АО "Совхоз "Ведлозерский", ОАО "Совхоз "Толвуйский" и ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" в соответствии с Государственной программой РК.
ФАС России сочла, что внесение изменений в Порядок в части возможности предоставления целевых субсидий хозяйствующим субъектам, находящимся в собственности Республики Карелия, АО "Совхоз "Ведлозерский", ОАО "Совхоз "Толвуйский" и ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" привело к тому, что названные хозяйствующие субъекты являются получателями не только целевых субсидий, но и потенциальными получателями субсидий по направлениям государственной поддержки в рамках Государственной программы РК.
Исходя из этого служба по результатам рассмотрения заявлений ООО "Маяк" и АО "Эссойла" по вопросу предоставления Правительством Республики Карелия отдельным сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Республики Карелия, преимуществ, в том числе путем оказания государственной поддержки сельского хозяйства в виде предоставления субсидий, пришла к выводу о том, что в действиях Правительству Республики Карелия имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с чем выдала Правительству Республики Карелия предупреждение от 28.04.2021 N МШ/34633/21.
Отметив, что признаки нарушения антимонопольного законодательства, отраженные в этом предупреждении, в установленный срок не были устранены, служба возбудила в отношении Правительства Республики Карелия было дело N 06/01/15-15/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении данного дела ФАС России усмотрела следующие обстоятельства.
АО "Совхоз "Ведлозерский" в 2019 году была получена персональная субсидия на приобретение кормов в размере 30 000 тыс. рублей, ОАО "Совхоз "Толвуйский" - на приобретение кормов и молодняка крупного рогатого скота молочного направления в размере 20 785,10 тыс. рублей. Целью предоставления указанных персональных субсидий являлось повышение производства молока и сохранение племенного стада.
При этом одновременно указанным хозяйствующим субъектам предоставлялись субсидии и в рамках реализации Государственной программы РК: АО "Совхоз "Ведлозерский" - 5 181,28 тыс. рублей, а для ОАО "Совхоз "Толвуйский" - 8 642,45 тыс. рублей. Целью предоставления указанных субсидий являлась поддержка производства молока, которая предоставляется на возмещение части затрат на 1 килограмм коровьего или козьего молока собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку, при условии сохранения поголовья дойного стада.
Помимо этого АО "Совхоз "Ведлозерский" и ОАО "Совхоз "Толвуйский" были получены субсидии и на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства, связанного с финансовым обеспечением затрат в связи с производством молока и мяса крупного рогатого скота, кормов собственного производства, приобретением маточного поголовья крупного рогатого скота, соответственно, в размере 16 850,0 тыс. рублей и 13 150,0 тыс. рублей.
АО "Совхоз "Ведлозерский" и ОАО "Совхоз "Толвуйский" в 2019 году были получены субсидии на одни и те же цели как в рамках реализации Государственной программы РК, так и в рамках предоставления персональных субсидий из бюджета Республики Карелия. ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" в 2019 году целевые субсидии не получало, вместе с тем в рамках участия в реализации Государственной программы РК предприятием была получена субсидия в размере 54 461,20 тыс. рублей.
В 2020 году АО "Совхоз "Ведлозерский" и ОАО "Совхоз "Толвуйский" были получены целевые субсидии на пополнение производственных фондов в размере 37 200,0 тыс. рублей и 23 000 тыс. рублей соответственно.
Субсидии на пополнение производственных фондов предоставляются на финансовое обеспечение затрат на приобретение всех видов кормов, кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, ветеринарных препаратов, ГСМ, запасных частей для сельскохозяйственной техники и оборудования, приобретение новой техники, приобретение сельскохозяйственных животных и т.п. согласно плану расходов, утвержденному Министерством сельского хозяйства Республики Карелия, и направлены на увеличение производства молока и сохранение численности дойного стада.
В рамках Государственной программы РК этим хозяйствующим субъектам были представлены субсидии по двум направлениям: на поддержку производства молока (6 633,21 тыс. рублей и 9 289,41 тыс. рублей); обеспечение прироста коровьего молока собственного производства (5 882,05 тыс. рублей и 12 677,35 тыс. рублей), которые направлены на обеспечение прироста молока и на увеличение поголовья основного стада.
АО "Совхоз "Ведлозерский" и ОАО "Совхоз "Толвуйский" были получены субсидии на мероприятия по повышению почвенного плодородия, связанные с возмещением части затрат на приобретение и внесение минеральных удобрений (1476,00 тыс. рублей и 1 071,00 тыс. рублей), несмотря на то, что персональная субсидия на пополнение производственных фондов уже включает в себя затраты на приобретение минеральных удобрений.
ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" в 2020 году была предоставлена субсидия на финансовое обеспечение затрат на приобретение крупного рогатого скота молочного направления в размере 31 740,00 тыс. рублей, а также целевые субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества (животноводческие фермы) в селе Видлица в размере 11 300 тыс. рублей, на обеспечение затрат на приобретение иной сельскохозяйственной техники и оборудования для осуществления хозяйственной деятельности в сфере молочного животноводства в селе Видлица в размере 24 548,00 тыс. рублей.
В 2020 году ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" в рамках Государственной программы РК уже были предоставлены субсидии по направлениям поддержка производства молока в сумме 25 335,79 тыс. рублей, обеспечение прироста коровьего молока собственного производства в сумме 13 781,57 тыс. рублей, а также техническое перевооружение производства коровьего молока в сумме 31 332,77 тыс. рублей.
В 2020 году хозяйствующие субъекты, находящиеся в собственности Республики Карелия, получили субсидии на одни и те же цели как в рамках Государственной программы РК, так и в рамках предоставления целевых субсидий.
В 2021 году АО "Совхоз "Ведлозерский" и ОАО "Совхоз "Толвуйский" были получены целевые субсидии на пополнение производственных фондов в размере 95 680 тыс. рублей и 52 733,19 тыс. рублей соответственно, а также субсидии в рамках Государственной программы РК по направлениям государственной поддержки: поддержка производства молока (5 557,79 тыс. рублей и 7 538,34 тыс. рублей); обеспечение прироста коровьего молока собственного производства (10 281,36 тыс. рублей и 8 568,18 тыс. рублей); на возмещение части затрат на приобретение и внесение минеральных удобрений (7 698,58 тыс. рублей и 2 876,65 тыс. рублей). АО "Совхоз "Ведлозерский" в 2021 году получило персональные субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества и на проведение восстановительных работ на животноводческих объектах в селе Пряжа в сумме 52 457,40 тыс. рублей и 24 154,6 тыс. рублей соответственно. ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" в 2021 году была предоставлена целевая субсидия на приобретение поголовья крупного рогатого скота в размере 98 786,29 тыс. рублей, а также субсидии в рамках Государственной программы РК по направлениям поддержка производства молока в сумме 29 178,11 тыс. рублей, обеспечение прироста коровьего молока собственного производства в сумме 30 315,51 тыс. рублей. Таким образом, в 2021 году АО "Совхоз "Ведлозерский", ОАО "Совхоз "Толвуйский" и ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" дважды были предоставлены субсидии на аналогичные цели.
Исходя из таких обстоятельств ФАС России пришла к выводу о двойном предоставлении субсидий на одни и те же цели хозяйствующим субъектам, находящимся в собственности Республики Карелия, в связи с чем приняла решение от 04.05.2022 по делу N 06/01/15-15/2021, которым признала в действиях Правительства Республики Карелия нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся во внесении рассматриваемых изменений в Порядок.
Такие изменения, по мнению ФАС России, позволили сельскохозяйственным предприятиям государственной формы собственности наряду с получением целевых субсидий получать на аналогичные цели субсидии в рамках реализации Государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов", нарушение.
Не согласившись, Правительство Республики Карелия оспорило решение службы в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Исходя из указанной нормы права одним из критериев определения сельскохозяйственного товаропроизводителя является доля в его доходах от реализации производимых им товаров (работ, услуг), составляющая не менее 70-ти процентов за календарный год, который, по сути, является отчетным периодом для целей определения соответствия данному критерию и определения в данном случае (для целей распределения субсидий из бюджетов) организации как сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Одной из мер по реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, тучным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и(или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ).
Направления государственной поддержки развития сельского хозяйства установлены частью 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ, к числу которых отнесена также поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем седьмым Перечня субъектов Российской Федерации, территория которых относится к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям, утвержденного Распоряжениям Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 N 104-р, Республика Карелия отнесена к субъектам Российской Федерации, территория которого является неблагоприятной для производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона N 264-ФЗ средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
Развитие сельского хозяйства осуществляется в соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, представляющей собой документ, определяющий цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий (часть 1 статьи 8 Закона N 264-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 264-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, не позднее 1 декабря года, предшествующего первому финансовому году действия государственной программы, организует доведение до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации об участии юридических и физических лиц в ее реализации, о перечне и формах соответствующих документов.
Реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (часть 1 статьи 9 Закона N 264-ФЗ).
За реализацию мероприятий государственной программы в субъектах Российской Федерации несут ответственность уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках установленных полномочий (часть 2 статьи 15 Закона N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий указанным лицам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном, соответственно, федеральным законом о федеральном бюджете, законами о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними, соответственно, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и актами уполномоченных федеральных органов государственной власти, и нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий. Основной особенностью предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, является заключение между соответствующим органом государственной власти (муниципальным органом) и получателем субсидии договора (соглашения) о предоставлении субсидий, обязательным условием которых является дача согласия получателями субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Отбор получателей субсидий, в частности, сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу норм Закона N 264-ФЗ и статьи 78 БК РФ осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
Согласно пункту 2 Общих требований нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат: общие положения о предоставлении субсидий; условия и порядок предоставления субсидий; требования к отчетности; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение. В целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете) (подпункт "г" пункта 3 Общих требований. Порядок и условия предоставления субсидий должен содержать информацию, указанную в пункте 4 Общих требований, в частности, перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, за исключением документов, которые были представлены при проведении отбора (если это предусмотрено правовым актом), а также при необходимости требования к указанным документам (подпункт "а"); основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии (подпункт "в"); условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости), в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии (подпункт "д").
Подпунктом "е" пункта 4 Общих требований установлены требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом, а именно:
у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);
у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);
получатели субсидий - юридические лица не должны, находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);
получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа.
Таким образом, как отметили суды, предоставление субсидий из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основании договора (соглашения) о предоставлении субсидии, заключаемого в соответствии в бюджетным законодательством на основании отбора главным распорядителем бюджетных средств юридических лиц по критериям, установленным нормативными актами Правительства Российской Федерации и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, то есть не по результатам проведения аукциона.
Как указано в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4, пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
При проверке того, являются ли созданные для хозяйствующих субъектов и подлежащие применению (применяемые) к ним условия деятельности дискриминационными (нарушающими принцип равенства), судам необходимо давать оценку объективности критериев, по которым проводится дифференциация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, наличию законной цели в действиях органов публичной власти при установлении различий в условиях деятельности хозяйствующих субъектов и реализации их прав.
Установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.
Однако нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона, может быть признано создание неравных условий доступа к фактическому получению указанной поддержки среди лиц, имеющих согласно закону право на ее получение.
Как следует из судебных актов по настоящему делу, внесение рассматриваемых изменений в Порядок соответствует бюджетному законодательству и осуществлено в целях реализации названной государственной Программы. У службы не имелось оснований для вывода о том, что такие законодательные изменения создали неравные условия доступа к фактическому получению государственной поддержки среди сельхозтоваропроизводителей, имеющих согласно закону право на ее получение. Эти изменения направлены на обеспечение равного доступа к получению государственной поддержки среди сельхозтоваропроизводителей.
Вопреки доводам кассационной жалобы ФАС России, данные выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Ссылка представителя ООО "Видлица Агро" на получение частными предприятиями ряда отказов в предоставлении субсидий не может быть принята как состоятельная. Не имеется сведений о том, что данные отказы оспаривались, проверялись в установленном порядке. Те обстоятельства, насколько те или иные решения являлись мотивированными, обоснованными и было ли допущено заявленное представителем службы в судебном заседании суда округа нарушение конкретным должностным лицом, сами по себе не могли свидетельствовать о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при внесении упомянутых изменений в Порядок.
С учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 35 Постановления Пленума от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", нельзя согласиться с указанием судов о принятии ФАС России оспариваемого решения с превышением полномочий.
То обстоятельство, насколько можно признать обоснованным и верным оспариваемое по делу решение с учетом подлежащего применению законодательства, целей его реализации и установленных обстоятельств, не означало того, что ФАС России при рассмотрении вопроса о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и вынесении решения по результатам рассмотрения такого вопроса, вышла за пределы своих полномочий.
Между тем такое указание судов не привело к неправильному результату рассмотрения спора.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 по делу N А40-146416/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.