город Москва |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А40-174891/22-130-1285 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Зайц М.А.: Вильчинского Д.С. (дов. от 21.12.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Ноберцевой Л.В. (дов. N Д-50/2023 от 24.01.2023 г.);
рассмотрев 07 июня 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 ноября 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г.,
по делу N А40-174891/22-130-1285
по заявлению индивидуального предпринимателя Зайц Михаила Адольфовича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ: 03 июня 2022 г. индивидуальный предприниматель Зайц Михаил Адольфович (далее - ИП Зайц М.А., предприниматель, заявитель) через многофункциональный центр (далее - МФЦ) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N КУВД-001/2021-23092834 (MFC-0558/2022-796051-1) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:406, расположенных по адресу: Москва, п. Первомайское, д. Елизарово, ООО "Агро-Ресурс", с приложением в том числе межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Ассоциации саморегулируемой организации "Объединение профессионалов кадастровой деятельности" Коноваловым Сергеем Юрьевичем (далее - Коновалов С.Ю.).
Уведомлением от 17 июня 2022 г. N КУВД-001/2021-23092834/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного земельного участка в соответствии с пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 15 сентября 2022 г., с указанием на несоответствие межевого плана отдельным Требованиям к подготовке (формы и состава сведений) межевого плана, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), в части недочетов технического характера в межевом плане.
19 июля 2022 г. предпринимателем был представлен уточненный межевой план.
Уведомлением от 22 июля 2022 г. N КУВД-001/2021-23092834/3 Управление Росреестра по Москве сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку представленные документы не устраняли в полном объеме причины, препятствующие кадастровому учету.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 15 сентября 2022 г. N КУВД-001/2021-23092834/5 и N КУВД-001/2021-23092834/6 об отказе в государственном кадастровом учете на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ИП Зайц М.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанных отказов незаконными и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в установленном законом порядке, путем проведения кадастрового учета и регистрации права собственности на вновь образуемые земельные участки из земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:406 (с учетом уточнения требований).
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на государственную регистрацию заявителем был представлен межевой план, подготовленный с нарушением Требований.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Зайц М.А. просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ИП Зайц М.А. против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок образования земельных участков определен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (часть 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку предпринимателем в регистрационный орган были представлены все необходимые документы для принятия решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:406, расположенных по адресу: Москва, п. Первомайское, д. Елизарово, ООО "Агро-Ресурс", в соответствии с представленным межевым планом.
При этом судами сделаны выводы об отсутствии в представленном в регистрационный орган межевом плане установленных в оспариваемом решении нарушений.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по Москве о том, что xml-схема заполнена с нарушением пункта 4.1 приказа Росреестра от 14 декабря 2021 г. N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а именно в XML-файл не должны включаться реквизиты, в которых отсутствуют данные (замена соответствующих данных знаком "-" (прочерк) не допускается), суды указали на то, что регистрационным органом не указано, какие именно нарушения допущены заявителем, отсутствуют ссылки на дефекты в представленных для регистрации документах. В соответствии с ответом технической поддержки программы "Технокад": при проверке xml-схемы межевого плана знаки "-" (прочерк) вместо заполненных характеристик объектов в межевом плане в формате xml не обнаружены.
Доводы регистрационного органа о том, что в нарушении пункта 71 Требований графическая часть межевого плана выполнена без соблюдения специальных условных знаков (согласно Требованиям условные знаки - например, границы смежного земельного участка 50:26:0190807:1 и 50:26:0190807:9 должны отображаться пунктиром, поскольку они не уточнены) также были отклонены судами, поскольку предпринимателем в графической части межевого плана указаны все требуемые условные знаки, что следует из стр. 457, 458 и 469 межевого плана и приведены необходимые сведения о границах смежных земельных участков и территориальных зон.
В части установленного регистрационным органом нарушения пункта 76 Требования, а именно: в межевом плане приведены неполные сведения о границах смежных земельных участков и территориальных зон - неполное отображение границ территориальной зоны 77:18-7.311, в пределах которой расположены участки, судами указано на то, что в связи с тем, что требования к отображению границы зон с особыми условиями использования территорий и территориальных зон не являются обязательными, то в разделе межевого плана "схема расположения земельных участков" указаны данные границы только непосредственно вблизи образуемых земельных участков, являющихся объектом кадастровых работ.
Неполное отображение границ территориальной зоны 77:18-7.311, часть которой не является смежной к объекту кадастровых работ, не повлияло на определение заказчиком кадастровых работ расположение образуемых земельных участков на местности относительно объектов местности и (или) земельных участков.
Границы и обозначения смежного земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190807:1, а также границы и обозначение части земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190807:1/1 указаны в разделе межевого плана "схема расположения земельных участков", а границы земельного участка 77:18:0000000:36695 отображены не полностью ввиду того, что он имеет площадь 6 282 384 кв.м и при полном его отображении не будет читаться "схема расположения земельных участков" в части отображения объекта кадастровых работ.
Судами дана подробная оценка выводам Управления Росреестра по Москве относительно выявленных в межевом плане нарушений Требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г. по делу N А40-174891/22-130-1285 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку предпринимателем в регистрационный орган были представлены все необходимые документы для принятия решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:406, расположенных по адресу: Москва, п. Первомайское, д. Елизарово, ООО "Агро-Ресурс", в соответствии с представленным межевым планом.
При этом судами сделаны выводы об отсутствии в представленном в регистрационный орган межевом плане установленных в оспариваемом решении нарушений.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по Москве о том, что xml-схема заполнена с нарушением пункта 4.1 приказа Росреестра от 14 декабря 2021 г. N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а именно в XML-файл не должны включаться реквизиты, в которых отсутствуют данные (замена соответствующих данных знаком "-" (прочерк) не допускается), суды указали на то, что регистрационным органом не указано, какие именно нарушения допущены заявителем, отсутствуют ссылки на дефекты в представленных для регистрации документах. В соответствии с ответом технической поддержки программы "Технокад": при проверке xml-схемы межевого плана знаки "-" (прочерк) вместо заполненных характеристик объектов в межевом плане в формате xml не обнаружены."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2023 г. N Ф05-11700/23 по делу N А40-174891/2022