город Москва |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А40-161233/22-93-1242 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГСК "Железнодорожник": Ромашкина А.В. (дов. от 06.04.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Панина А.А.(дов. N Д-41/2023 от 24.01.2023 г.);
от третьего лица ОАО "РЖД": Субботиной В.Е. (дов. от 30.06.2022 г.);
от третьего лица: ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 08 июня 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГСК "Железнодорожник"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2023 г.,
по делу N А40-161233/22-93-1242
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Железнодорожник"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решения,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве; открытое акционерное общество "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ: 17 февраля 2022 г. гаражно-строительный кооператив "Железнодорожник" (далее - ГСК "Железнодорожник", кооператив, заявитель) через многофункциональный центр (далее - МФЦ) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N КУВД-001/2022-6119709 (MFC-0558/2022-269523-1) о регистрации ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:12012:7, расположенного по адресу: г. Москва, Аминьевское шоссе, д. 2/1 (находящегося в зоне Киевское направление железной дороги, участок N 4 (ЗАО) (далее - земельный участок).
Уведомлением от 03 марта 2022 г. N КУВД-001/2022-6119709/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации права в отношении вышеуказанного земельного участка в соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 03 июня 2022 г., с указанием на непредставление документов - основания для осуществления государственной регистрации ранее возникшего (до 31 января 1998 г.) права постоянного (бессрочного) пользования кооперативом земельным участком, а также указано на подачу заявления о государственной регистрации лицом, не имеющим права на подачу такого заявления.
19 апреля 2022 г. ГСК "Железнодорожник" представлены дополнительные документы, в том числе архивная копия Распоряжения Моссовета об отводе земельного участка под строительство гаража стоянки боксового типа от 12 декабря 1989 г.
Уведомлением от 29 апреля 2022 г. N КУВД-001/2022-6119709/3 Управление Росреестра по Москве сообщило о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, поскольку представленные документы не устраняли в полном объеме причин, препятствующих государственной регистрации прав, а именно документы - основания для осуществления государственной регистрации ранее возникшего (до 31 января 1998 г.) права постоянного (бессрочного) пользования кооперативом земельным участком не представлены.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 03 июня 2022 г. N КУВД-001/2022-6119709/5 об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участок на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ГСК "Железнодорожник" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кооператива, путем осуществления государственной регистрации ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования ГСК "Железнодорожник" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:12012:7, расположенного по адресу: г. Москва, Аминьевское шоссе, д. 2/1 (находящегося в зоне Киевское направление железной дороги, участок N 4 (ЗАО).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2023 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ГСК "Железнодорожник" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ГСК "Железнодорожник" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Управления Росреестра по Москве принял участие в онлайн-заседании, с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ТУ Росимущества в г. Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации.
В силу части 4 статьи 18 Закона о недвижимости предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку кооперативом с заявлением в регистрирующий орган не представлен правоудостоверяющий документ, являющийся основанием для осуществления государственной регистрации ранее возникшего (до 31 января 1998 г.) права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Судами установлено, что в качестве документа - основания заявителем была представлена архивная копия распоряжения Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 12 декабря 1989 г. N 2561 р "Об отводе Московскому городскому союзу автомобилистов земельного участка по проектируемому проезду N 1656 (Гагаринский район) под строительство гаража-стоянки боксового типа" (далее - распоряжение), согласно пункту 1 которого площадь отведенного земельного участка составляет 0,5 га (5 000 кв.м).
Между тем указанное распоряжение не может быть рассмотрено в качестве правоустанавливающего документа, поскольку площадь отведенного участка согласно представленному документу составляет 5 000 кв.м, что не соответствует площади заявленного к регистрации и учтенного в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) земельного участка с кадастровым номером 77:07:12012:7 (256 884 кв.м).
Кроме того, не совпадают адресные характеристики земельного участка, поскольку по распоряжению отводится земельный участок по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд N 1656 (Гагаринский район), в то время как в ЕГРН адрес участка: г. Москва, Киевское направление железной дороги, участок N 4 (ЗАО).
Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям деятельности ГСК, изложенным в разделе 3 представленного в регистрационное дело устава, утвержденного общим собранием членов ГСК (протокол N 1 от 16 февраля 2008 г.), поскольку в кадастре недвижимости ЕГРН указанный земельный участок учтен с 16 мая 2007 г. с видом разрешенного использования - для эксплуатации и развития железных дорог, для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Указанный земельный участок находится в аренде у ОАО "РЖД" (арендатор) на основании заключенного с ТУ Росимущества в г. Москве (арендодатель) договора аренды от 19 сентября 2008 г. N Д-ЗО/161-з, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору в пользование за плату земельный участок с кадастровым номером 77:07:12012:7, площадью 27,1943 8 га, расположенный по адресу: г. Москва, Западный административный округ, Киевское направление Московской железной дороги, для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта.
Таким образом, заявителем не представлены документы для осуществления регистрации ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования ГСК "Железнодорожник" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:7, площадью 256 884,0 кв.м.
Судами также принято во внимание, что 14 июля 2022 г. в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012012:7 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН внесена запись N 77:07:0012012:7-77/051/2022-1.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано по заявлению ТУ Росимущества в г. Москве на основании Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Отклоняя доводы кооператива со ссылкой на решение Никулинского районного суда города Москвы от 04 мая 2022 г. по делу N 2-1535/22, которым признано ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования ГСК "Железнодорожник", суды указали на то, что установленные указанным решением обстоятельства не имеют преюдициального значения для настоящего дела, поскольку в рамках указанного дела судом исследовались отличные от настоящего дела обстоятельства. Обстоятельства законности/незаконности пользования кооперативом частью спорного земельного участка полосы отвода железной дороги в предмет доказывания не входил.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2023 г. по делу N А40-161233/22-93-1242 оставить без изменения, кассационную жалобу ГСК "Железнодорожник" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
...
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано по заявлению ТУ Росимущества в г. Москве на основании Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2023 г. N Ф05-11867/23 по делу N А40-161233/2022