город Москва |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А41-33496/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Ахметбековой Т.Н.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства сельского хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 13 июня 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2023 г.,
по делу N А41-33496/22
по заявлению индивидуального предпринимателя Ахметбековой Татьяны Николаевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным уведомления,
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Ахметбекова Татьяна Николаевна (далее - ИП Ахметбекова Т.Н., предприниматель, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021603:353, площадью 1 001 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Московская обл., городской округ Павловский Посад (далее - земельный участок).
11 марта 2022 г. ИП Ахметбекова Т.Н. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021603:353, предусмотренного Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский-Посад Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Павловский-Посад Московской области от 22 ноября 2021 г. N 2100 (далее - ПЗЗ), с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" (код 1.15 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (далее - Классификатор видов разрешенного использования земельных участков) (номер заявления N КУВД-001/2022-9593324).
Уведомлением от 17 марта 2022 N КУВД-001/2022-9593324/2 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельных участков в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 17 июня 2022 г., с указанием на то, что в соответствии с ПЗЗ земельные участки включены в границы зоны СХ1 - зоны сельскохозяйственных угодий (либо зона СХ3).
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлением 17 июня 2022 г. N КУВД-001/2022-9593324/6 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ИП Ахметбекова Т.Н. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет и измерить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021603:353 с вида с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" (код 1.15 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков) на основании заявления Ахметбековой Т.Н. от 11 марта 2022 г. N КУВД-001/2021-9593324 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и Министерство сельского хозяйства Московской области.
постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие поступившего из Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ответа на межведомственный запрос регистрационного органа, согласно которому земельный участок в соответствии с ПЗЗ включены в границы зоны СХ1 - зона сельскохозяйственных угодий.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Ахметбекова Т.Н. просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
От ИП Ахметбековой Т.Н. через систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны.
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех возможных, а также его изменение оформляется в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости, путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Учтенный в ЕГРН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ЕГРН.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021603:353.
Судами установлено, что согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021603:353, земельные участки расположены в зоне СХ-1.
Применительно к земельным участкам, исключенным из Перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10 октября 2019 г. N 20РВ-349 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается") действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 16 апреля 2021 г. N 19Исх-10565 исходный земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:64892 (из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021603:353) был исключен из Перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 15 мая 2020 г. N 20РВ-137 и согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета Депутатов городского округа Павловский Посад от 29 июня 2020 г. N 418/54, применительно к земельным участкам, исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета Депутатов городского округа Павловский Посад от 29 июня 2020 г. N 418/54, в территориальной зоне СХ-3 основными видами разрешенного использования помимо прочих является "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" (код 1.5 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021603:353 в части указания вида разрешенного использования "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2023 г. по делу N А41-33496/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
...
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2023 г. N Ф05-10435/23 по делу N А41-33496/2022