город Москва |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А40-195574/22-148-1008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ГРАНД ПЛАЗА": не явились, извещены;
от ответчика Госинспекции по недвижимости: Джилавян Л.А. (дов. N ГИН-Д-58087/21 от 29.12.2021 г.);
рассмотрев 15 июня 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ГРАНД ПЛАЗА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г.,
по делу N А40-195574/22-148-1008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД ПЛАЗА"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: 23 августа 2022 г. должностными лицами Управления контроля за объектами недвижимости по Центральному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:49, площадью 1 118 кв.м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Воронцовская, вл. 2/10, стр. 1 (далее - земельный участок), в ходе проведения которого установлено, что земельный участок предоставлен на основании договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 09 июля 2004 г. N М-01-026951 юридическим лицам для эксплуатации помещений в здании под общественное питание, под ресторан и административные цели.
На земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание с подвалом и чердаком с кадастровым номером 77:01:0006023:1057, площадью 2 602,8 кв.м, 1860 года постройки.
В состав нежилого здания входят нежилые помещения, оформленные в собственность множества юридических и физических лиц, в том числе нежилое помещение - мансарда с кадастровым номером 77:01:0006023:5819, площадью 328,2 кв.м, принадлежащая на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "ГРАНД ПЛАЗА" (далее - ООО "ГРАНД ПЛАЗА", общество, заявитель) (запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 15 августа 2012 г. N 77-77-11/150/2012-489).
Согласно технической документации Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" (далее - ГБУ МосгорБТИ) по состоянию на 25 декабря 1998 г., по состоянию на 01 ноября 2018 г., по состоянию на 16 сентября 2021 г., на актуальную дату установлено, что произведена реконструкция здания без оформленной в установленном порядке проектной и разрешительной документации, в результате к помещению с кадастровым номером 77:01:0006023:5819 (мансарде) нежилого здания в период с 2016 года по 2017 года возведена надстройка площадью 32 кв.м.
Объект (надстройка) ГБУ МосгорБТИ учтен как лестничная клетка В, на государственный кадастровый учет не поставлен, имущественными правами не обременен.
Земельный участок под строительство объекта не предоставлялся, разрешительная документация не оформлялась. По сведениям ЕГРН чердак значится как мансарда.
По результатам обследования составлен акт выездного обследования от 23 августа 2022 г. N 9011825/1 и составлена фототаблица.
26 августа 2022 г. Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН") в адрес ООО "ГРАНД ПЛАЗА" было направлено уведомление N МКМЦН-исх-4480/22 о добровольном осуществлении демонтажа незаконно возведенной надстройки площадью 32 кв.м к помещению (мансарде) с кадастровым номером 77:01:0006023:5819 в срок до 04 сентября 2022 г., с указанием на то, что по истечении указанного срока выполнение указанных работ будет обеспечено Госинспекцией по недвижимости в соответствии Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП.
Надстройка площадью 32 кв. м к помещению (мансарде) с кадастровым номером 77:01:0006023:5819 была демонтирована Госинспекцией по недвижимости.
Считая свои права нарушенными, ООО "ГРАНД ПЛАЗА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости по обеспечению выполнения работ по демонтажу постройки в виде надстройки к помещению (мансарде) в составе помещения, состоящего на государственном кадастровом учете за кадастровым номером 77:01:0006023:5819, и о запрете Госинспекции по недвижимости совершать действия по обеспечению выполнения работ по демонтажу постройки в виде надстройки к помещению (мансарде) в составе помещения, состоящего на государственном кадастровом учете за кадастровым номером 77:01:0006023:5819.
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ГРАНД ПЛАЗА" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у Госинспекции по недвижимости оснований для демонтажа спорной постройки, поскольку спорная постройка была возведена в 2017 году и в том же году была объектом проверки Госинспекции по недвижимости по обстоятельствам незаконного (нецелевого) использования земельного участка, по результатам которой установлено отсутствие фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Госинспекции по недвижимости с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ООО "ГРАНД ПЛАЗА" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Госинспекции по недвижимости, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8, частями 2, 6 статьи 4, Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон землепользовании в городе Москве), подпунктом 3.3 пункта 3, подпунктом 4.1.1 пункта 4 Приложения N 1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП (далее - Положение), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны Госинспекции по недвижимости незаконных действий.
Отклоняя доводы ООО "ГРАНД ПЛАЗА" об отсутствии у Госинспекции по недвижимости оснований для проведения повторного обследования в отношении спорного объекта недвижимости - мансарды, суды со ссылкой на положения пункта 3.1 Положения указали на то, что мониторинг территории города Москвы с целью выявления признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков проводится систематически, при этом численность проведения обследований действующим законодательством не установлена. Проведенное Госинспекцией по недвижимости обследование, по результатам которого составлен акт от 23 августа 2022 г. N 9011825/1, является самостоятельным действием, направленным на выявление нарушений законодательства в рамках Положения.
Доводы общества о том, что возведенная надстройка - мансарда соответствует проектной документации, разработанной ООО "ПСФ "НИИЖБ" на капитальный ремонт двускатной кровли мансарды, с устройством эвакуационного выхода и мансардных окон в кровле здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 20/10, стр. 1, согласованной с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) от 30 января 2017 г. N МКА-02-34797/6-1, также были отклонены судами с указанием на то, что надстройка не соответствует критериям, установленным постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется".
При этом судами установлено, что согласно письму Москомархитектуры от 22 декабря 2016 г. N МКА-02-31198/6-1 ".... в сентябре 2016 года в Москомархитектуру была представлена на рассмотрение проектная документация по ремонту скатной кровли с устройством мансардных окон, в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Воронцовская, д. 2/10 стр. 1, разработанная ООО "ПФС "НИИЖБ" и выполненная в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (Приложение N 2 пункта 1.5 Полная или частичная замена отдельных элементов кровли многоквартирного дома на аналогичные или иные элементы, улучшающие эксплуатационные показатели кровли, - без увеличения высоты отметки конька кровли и изменения ее уклона; 3.12. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании мансарды в чердаке) - без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства), которая была рассмотрена Москомархитектурой для дальнейшего оформления в установленном порядке. Работы по устройству надстройки из кирпича с оконным проемом данной проектной документацией не предусматривались.".
При этом положительное заключение Москомархитектуры от 30 января 2017 г. N МКА-02-34797/6-1 выдано на предмет - создание слухового окна с эвакуационным выходом на существующую лестницу, создания мансардных окон в конструкциях крыши без увеличения высоты отметки конька и изменения уклонов кровли, в то время как из представленного в материалы дела проекта капитального ремонта кровли N 76/14-АР от 2016 года следует, что высота отметки конька меняется в сторону увеличения с изменением уклонов кровли.
Относительно представленного обществом предостережения на имя Директора ГБУ "МКМЦН" от 03 октября 2022 г. о недопустимости нарушения федерального законодательства, подписанное заместителем межрайонного прокурора, судами указано, что данное предостережение не является допустимым доказательством в рамках данного дела; из текста предостережения невозможно установить в отношении какого именно объекта по указанному адресу, и на каком основании выдано предостережение.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г. по делу N А40-195574/22-148-1008 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ГРАНД ПЛАЗА" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.