г. Москва |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А40-200782/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Авиакомпания "Россия" - Чаплыгиной Е.А. (представителя по доверенности от 30.06.2023),
от Федерального агентства воздушного транспорта - Кресан В.С. (представителя по доверенности от 30.12.2022),
рассмотрев 13.07.2023 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Россия"
на решение от 22.12.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 03.04.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-200782/2022
по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Россия"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - агентство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии решения об исключении ангара поршневых самолетов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта; об обязании вынести решение об исключении ангара поршневых самолетов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, пояснил, что общество поставило вопрос не о переносе сведений об ангаре из одной части Реестра (категорированные ОТИ) в другую его часть (не подлежащие категорированию ОТИ), а о полном исключении ангара из Реестра, сослался на обременительность для общества действий по осуществлению мер безопасности в отношении ангара как самостоятельного ОТИ и отсутствие разумных оснований для выполнения таких действий.
Представитель агентства в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, сослался на то, что действующие нормы законодательства не позволяют признать обоснованными доводы общества и исключить рассматриваемый ангар, предназначенный для обслуживания поршневых самолетов, из Реестра.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, общество является собственником ангара поршневых самолетов (далее - ангара поршневых самолетов, ангар), предназначенных для проведения работ по поддержанию летной годности эксплуатируемых обществом транспортных средств (воздушных судов), сложных и длительных по времени форм периодического технического обслуживания, который находится в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) аэропорта Санкт-Петербург (Пулково).
Решением агентства от 31.05.2017 ангар поршневых самолетов отнесен к ОТИ третьей категории и включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Решением агентства от 25.03.2020 ангар отнесен к ОТИ четвертой категории.
Обществом 28.01.2021 в Управление транспортной безопасности агентства направлен запрос с целью указания на нормы законодательства Российской Федерации, влекущие за собой необходимость раскатегорирования и исключения ангара поршневых самолетов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, получения разъяснений в части исполнения требований.
Общество указывает на то, что по результатам рассмотрения письма агентством не было принято соответствующего решения и со ссылкой на возникшие у агентства различия в трактовании отдельных положений приказа Минтранса России от 28.08.2020 N 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта", агентством с целью получения разъяснений направлен запрос в Министерство транспорта Российской Федерации, о чем общество было проинформировано письмом от 09.03.2021 N Исх-7933/06.
В связи с длительным отсутствием ответа письмом от 28.04.2021 обществом также направлен запрос в адрес заместителя Министра транспорта Российской Федерации о предоставлении разъяснений о реализации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта".
Письмом от 28.05.2021 обществу разъяснено с указанием на нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отнесение к ОТИ, относительно полномочий агентства по исключению ангара поршневых самолетов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Письмом от 14.07.2021 N Исх-25311/06 агентством представлены разъяснения, на основании которых, ангар поршневых самолетов является ОТИ и подлежит категорированию, поскольку является объектом воздушного транспорта, входящим в структуру аэропорта, а также указано на отказ в исключении ангара поршневых самолетов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Согласно письму ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" ангар поршневых самолетов не выделялся из зоны транспортной безопасности ОТИ Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково), не является отдельной (самостоятельной) частью и находится в технологическом секторе зоны транспортной безопасности ОТИ Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково).
Обществом в агентство направлено письмо от 12.01.2022 об исключении ангара поршневых самолетов из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в ответ на которое получено письмом от 14.02.2022 аналогичное письму от 09.03.2021 N Исх-7933/06.
Впоследствии письмом от 15.03.2022 агентством в адрес общества направлена позиция Министерства транспорта Российской Федерации о необходимости более тщательной и детальной дополнительной проработки рассматриваемого вопроса "учитывая реалии настоящего времени".
Общество, считая, что агентством не принято решение об исключении ангара поршневых самолетов из Реестра, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует факт незаконного бездействия агентства.
Суды указали, что обращение общества было рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В связи с имеющимися различиями в трактовки законодательства, агентство обратилось в Министерство транспорта Российской Федерации, о чем проинформировало общество письмом от 14.02.2022. Письмом от 15.03.2022 N Исх-8539/06 агентство направило в адрес общества позицию Министерства транспорта Российской Федерации.
Также суды отметили, что исключение ангара поршневых самолетов общества из Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в настоящее время не представляется возможным.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Перечня определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1442, к обеспечивающим функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, отнесены здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенные к указанным объектам либо расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 м. от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.
Оснований для несогласия с выводами суда с учетом действующих правовых норм и для иного толкования таких норм в настоящий период не усматривается.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, суды не допустили.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу N А40-200782/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "г" пункта 5 Перечня определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1442, к обеспечивающим функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, отнесены здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенные к указанным объектам либо расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 м. от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2023 г. N Ф05-15785/23 по делу N А40-200782/2022