город Москва |
|
29 августа 2023 г. |
Дело N А41-79690/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Авторусь": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Мытищи Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ПАО "Банк Уралсиб": не явились, извещены;
рассмотрев 23 августа 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2023 г.
по делу N А41-79690/22
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авторусь"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Администрация городского округа Мытищи Московской области; публичное акционерное общество "Банк Уралсиб",
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Авторусь" (далее - ООО "Авторусь", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100107:8, площадью 1 755 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения автостоянки и сопутствующих служб (автосервис, автомагазин), расположенного по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Коммунистическая, д. 24 (далее - земельный участок).
26 сентября 2022 г. ООО "Авторусь" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100107:8, предусмотренного Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от 18 марта 2021 г. N 857 (далее - ПЗЗ), с "для размещения автостоянки и сопутствующих служб (автосервис, автомагазин)" на "магазины, объекты дорожного сервиса, ремонт автомобилей (код 4.4; 4.9.1; 4.9.1.4 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 54 (далее - Классификатор видов разрешенного использования земельных участков) (номер заявления N КУВД-001/2022-24713591) с приложением, в том числе ответа Администрации городского округа Мытищи Московской области от 06 мая 2022 г. и согласия публичного акционерного общества "Банк Уралсиб" (далее - ПАО "Банк Уралсиб") от 14 апреля 2022 г.
Уведомлением от 26 сентября 2022 г. N КУВД-001/2022-24713591/3 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку в соответствии с ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100107:8 расположен в границах территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка "Лосинный остров" и включен в границы территориальной зоны - "Многофункциональная общественно-деловая зона" (О-1 - ОЗ), что не позволяют осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Считая свои права нарушенными, ООО "Авторусь" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100107:8, расположенного по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Коммунистическая, д. 24, на основании заявления от 15 июня 2022 г. и представленных документов на вид разрешенного использования "Магазины" (4.4), "Объекты дорожного сервиса" (4.9.1), "Ремонт автомобилей" (4.9.1.4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Мытищи Московской области и ПАО "Банк Уралсиб".
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны.
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех возможных, а также его изменение оформляется в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости, путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Учтенный в ЕГРН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ЕГРН.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100107:8.
При этом судами установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Мытищи Московской области от 18 марта 2021 г. N 857, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100107:8 расположен в границах территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка "Лосинный остров" и включен в границы территориальной зоны - "Многофункциональная общественно-деловая зона" (О-1 - ОЗ).
Согласно градостроительному регламенту одним из основных видов разрешенного использования зоны О-1 является вид разрешенного использования "Магазины", "Объекты дорожного сервиса", "Ремонт автомобилей" (код 4.4; 4.9.1; 4.9.1.4).
Указанные обстоятельства также подтверждаются ответом Администрации городского общества Мытищи Московской области от 06 мая 2022 г. N И-9368-УД, представленным обществом в регистрационный орган.
Таким образом, выбранные заявителем сведения о виде разрешенного использования, вносимые в государственный кадастр недвижимости, соответствовали виду фактического использования участка и виду разрешенного использования, предусмотренному градостроительным регламентом для обозначенной территориальной зоны О-1.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка в части указания вида разрешенного использования "Магазины" (4.4), "Объекты дорожного сервиса" (4.9.1), "Ремонт автомобилей" (4.9.1.4).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2023 г. по делу N А41-79690/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
...
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
...
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2023 г. N Ф05-20200/23 по делу N А41-79690/2022