г. Москва |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А40-286560/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе председательствующего судьи Немтиновой Е.В.
судей Дзюбы Д.И., Стрельникова А.И.,
при участии в судебном заседании:
от ФГУП "Росморпорт" - Орехова Ю.Н., дов. от 09.11.2021
от ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" - Кувальцева А.А., дов. от 30.01.2023
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
ФГУП "Росморпорт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2023
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
к ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" о взыскании неустойки по контракту N 953/ДО-18 от 26.12.18г. в размере 6 630 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Росморпорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" неустойки по контракту N 953/ДО-18 от 26.12.2018 в размере 6 630 000 руб.
Арбитражный суд города Москвы решением от 11.05.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023, взыскал с ответчика в пользу истца неустойку 338 787 руб. 00 коп., а также 2 869 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части иска отказал.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ФГУП "Росморпорт" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru. От ответчика поступил отзыв, в котором ответчик просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель кассатора поддержал кассационную жалобу, просил отменить обжалуемые судебные акты по изложенным в кассационной жалобе доводам и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва.
Выслушав явившихся представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между сторонами заключен государственный контракт от 26.12.2018 N 953/ДО-18 на выполнение строительных работ по объекту "Строительство парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск. Строительство железнодорожного парома проекта CNF19M".
Цена контракта в соответствии с п. 10.1 контракта составляла 5 099 999 973,14 руб.
Согласно п. 12.2 контракта в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020 N 6 к контракту дата окончания выполнения работ и поставки (передачи) судна считается 16.12.2021.
Согласно пункту 25.5 Контракта все права и риск случайной гибели или случайного повреждения Судна переходит к Застройщику после передачи Судна Застройщику, что подтверждается подписанным Сторонами Актом приема-передачи Судна.
В соответствии с пунктом 19.5 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени рефинансирования (ключевой) ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
В обоснование исковых требований истец указал, что акт приема-передачи судна подписан сторонами 03.08.2022, а акт об обеспечении генподрядчиком перехода (доставки) судна в морской порт Калининград - 07.11.2022, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 7 от 07.11.2022 (по форме КС-3). Таким образом, работы по Контракту выполнены Генподрядчиком 07.11.2022 с просрочкой 326 дней.
В связи с просрочкой исполнения Генподрядчиком обязательств по Контракту ФГУП "Росморпорт" получило по банковской гарантии от 30.06.2021 N 00499-21-06-D (с изменениями от 17.10.2022 N 1 и от 29.07.2022 N 2) от ПАО "Промсвязьбанк" денежные средства, в которые вошла неустойка, рассчитанная за период с 17.12.2021 по 21.10.2022.
Согласно расчету истца, размер оставшейся неустойки за период с 22.10.2022 по 06.11.2022 составляет 2 040 000 руб., исходя из следующего расчета (5 099 999 973,14 руб. (цена Контракта) - 4 589 999 973,14 руб. (стоимость фактически выполненных работ)) х 1/300 х 7,5% х 16 дн.
Кроме того, в соответствии с п. 3 дополнительного соглашения от 03.08.2022 N 14 к Контракту Генподрядчик обязался в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты подписания акта приема-передачи парома (с 03.08.2022 по 01.10.2022) обеспечить переход (доставку) парома в указанный Застройщиком морской порт Северо-Западного региона Российской Федерации (порт Калининград), включая таможенное оформление парома после его прибытия в порт Калининград.
Обязательство Генподрядчика по обеспечению перехода (доставки) парома в морской порт Калининград считается исполненным с даты подписания сторонами справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по этапу "Обеспечение Генподрядчиком перехода (доставки) Судна в морской порт Северо-Западного региона Российской Федерации".
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по вышеуказанному этапу подписана сторонами 07.11.2022 с просрочкой на 36 дней.
В случае просрочки исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом Заказчик начисляет неустойку, размер которой предусмотрен пунктом 19.5 Контракта (п. 19.4 Контракта).
Таким образом, размер неустойки за несвоевременное обеспечение перехода (доставки) парома составляет 4 590 000 руб., исходя из следующего расчета (5 099 999 973,14 руб. (цена Контракта) - 4 589 999 973,14 руб. (стоимость фактически выполненных работ)) х 1/300 х 7,5 % х 36 дн. (с 02.10.2022 по 06.11.2022).
Поскольку в добровольном порядке начисленная неустойка ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ответчика неустойки 338 787 руб. 00 коп. и отказывая во взыскании остальной части неустойки, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 401 ГК РФ и обоснованно исходили из следующего: 16.08.2022 на основании поданного ответчиком заявления исключено из реестра строящихся судов в установленные законом сроки, о чем свидетельствует выписка из реестра строящимся судов, подписанная 16.08.2022 капитаном морского порта - Большой порт Санкт-Петербург; на основании пункта 13.1.4 Контракта истец зарегистрировал 19.08.2022 право собственности на судно за новым собственником - Российской Федерацией, капитаном морского порта - Большой порт Санкт-Петербург выдано свидетельство о праве собственности на Судно со стр. N 192, свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов; с момента сдачи судна по Акту приема-передачи судна, в том числе выполнения этапа "Передача Судна Застройщику в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург"" (детализированным графиком к Контракту не предусмотрен этап с передачей судна в морском порту Северо-Западного региона), истец осуществлял его эксплуатацию, перегон судна из г. Тузла (Турция) в морской порт Калининград (г. Балтийск), а также снабжал судно ТМЦ и услугами, необходимыми для его перехода; указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что начисление неустойки в сумме 2 040 000 руб. за просрочку сдачи судна со стр. N 192 по Контракту после его сдачи по акту приема-передачи, регистрации за новым собственником и во время эксплуатации за период с 22.10.2022 по 06.11.2022 (16 дней) является неправомерным; совокупность материалов дела свидетельствует о наличии оснований для начисления неустойки за несвоевременный переход (за доставку) судна за период с 02.10.2022 по 06.11.2022; вместе с тем, поскольку объем фактически выполненных работ на 03.08.2022 в денежном выражении составлял 5 062 356 973 руб. 14 коп., следовательно, размер неустойки за несвоевременное обеспечение перехода (доставки) парома "Генерал Черняховский" ООО "Невский ССЗ" составляет: 338 787 руб. из расчета: (5 099 999 973,14 - 5 062 356 973,14) х 1/300 х 7,5% х 36 дней); оснований для применения статьи 333 ГК РФ к начисленной неустойке не установлено, несоразмерность ответчиком не доказана.
Доводы истца относительно невозможности эксплуатации объекта строительства в период перегона рассмотрены судом и правомерно признаны несостоятельными, со ссылкой на то обстоятельство, что с момента сдачи судна его собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; с момента передачи судна по акту и в период его перегона фактически истцом осуществлялась эксплуатация судна по назначению или без него в соответствии с приобретенным правом собственности.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходит из соответствия установленных судами фактических обстоятельств имеющимся в деле доказательствам и правильного применения относительно установленных обстоятельств норм материального и процессуального прав, отмечая при этом, что суд кассационной инстанции не вправе в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286 и 287 АПК РФ переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов, получили соответствующую оценку, и с учетом установленных судами фактических обстоятельств выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем, они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, в том числе несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу N А40- 286560/22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В. Немтинова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ответчика неустойки 338 787 руб. 00 коп. и отказывая во взыскании остальной части неустойки, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 401 ГК РФ и обоснованно исходили из следующего: 16.08.2022 на основании поданного ответчиком заявления исключено из реестра строящихся судов в установленные законом сроки, о чем свидетельствует выписка из реестра строящимся судов, подписанная 16.08.2022 капитаном морского порта - Большой порт Санкт-Петербург; на основании пункта 13.1.4 Контракта истец зарегистрировал 19.08.2022 право собственности на судно за новым собственником - Российской Федерацией, капитаном морского порта - Большой порт Санкт-Петербург выдано свидетельство о праве собственности на Судно со стр. N 192, свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов; с момента сдачи судна по Акту приема-передачи судна, в том числе выполнения этапа "Передача Судна Застройщику в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург"" (детализированным графиком к Контракту не предусмотрен этап с передачей судна в морском порту Северо-Западного региона), истец осуществлял его эксплуатацию, перегон судна из г. Тузла (Турция) в морской порт Калининград (г. Балтийск), а также снабжал судно ТМЦ и услугами, необходимыми для его перехода; указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что начисление неустойки в сумме 2 040 000 руб. за просрочку сдачи судна со стр. N 192 по Контракту после его сдачи по акту приема-передачи, регистрации за новым собственником и во время эксплуатации за период с 22.10.2022 по 06.11.2022 (16 дней) является неправомерным; совокупность материалов дела свидетельствует о наличии оснований для начисления неустойки за несвоевременный переход (за доставку) судна за период с 02.10.2022 по 06.11.2022; вместе с тем, поскольку объем фактически выполненных работ на 03.08.2022 в денежном выражении составлял 5 062 356 973 руб. 14 коп., следовательно, размер неустойки за несвоевременное обеспечение перехода (доставки) парома "Генерал Черняховский" ООО "Невский ССЗ" составляет: 338 787 руб. из расчета: (5 099 999 973,14 - 5 062 356 973,14) х 1/300 х 7,5% х 36 дней); оснований для применения статьи 333 ГК РФ к начисленной неустойке не установлено, несоразмерность ответчиком не доказана."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2023 г. N Ф05-25294/23 по делу N А40-286560/2022