город Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-278781/22-145-2212 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Дубчака Р.В. (дов. N 33-Д-1626/22 от 28.12.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Удиловой Е.Л. (дов. N Д-31/2023 от 24.01.2023 г.);
от третьего лица ООО "Институт телевидения и радиовещания": Этенко Е.А. (дов. от 09.01.2023 г.);
рассмотрев 17 октября 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2023 г.,
по делу N А40-278781/22-145-2212
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Институт телевидения и радиовещания",
УСТАНОВИЛ: по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010005:8, площадью 6 055 кв.м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, вл. 12, поставлен на государственный кадастровый учет 01 июля 2007 г. и имеет вид разрешенного использования "Проведение научных исследований. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые) (3.9.2) (далее - земельный участок).
Указанный земельный участок предоставлен по договору аренды от 09 июля 1998 г. N М-08-011784, заключенным с Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель), обществу с ограниченной ответственностью "Институт телевидения и радиовещания" (далее - ООО "ИТР", общество) (правопредшественник - закрытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания" (далее - ЗАО "ВНИИТР"), сроком до 09 июля 2023 г. для эксплуатации нежилого здания в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
В границах земельного участка расположено
1-этажное нежилое здание (по данным БТИ - трансформаторная подстанция) площадью 70,6 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, дом 12, стр. 4, принадлежащее на праве собственности городу Москве (запись о регистрации права от 01 февраля 2022 г. N 77:08:0010005:1047-77/051/2022-3) и 13-этажное нежилое здание (по данным БТИ - инженерно-лабораторный корпус) площадью 10 564,1 кв.м, по адресу: Москва, улица 3-я Хорошевская, дом 12, принадлежащее на праве собственности ООО "ИТР" (запись о регистрации права от 10 февраля 2021 г. N 77:08:0010005:1054-77/051/2021-20).
Ранее Департаментом на основании обращения ООО "ИТР" было издано распоряжение от 12 апреля 2021 г. N 14880 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8", предусматривающее установление земельному участку вида разрешенного использования - "проведение научных исследований". Размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые) (3.9.2).
Указанное распоряжение было обжаловано обществом в судебном порядке в рамках дела N А40-148452/21.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2022 г. по делу N А40-148452/21, признано незаконным распоряжение Департамента от 12 апреля 2021 г. N 14880 о выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8. Суд обязал Департамент в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8 виды разрешенного использования "деловое управление" (4.1) и "связь" (6.8)".
21 октября 2022 г. Департаментом в соответствии со статьями 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" и от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2022 г. по делу N А40-148452/21, издано распоряжение N 61219 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8" (далее - распоряжение), предусматривающее установление земельному участку с кадастровым номером 77:08:0010005:8 видов разрешенного использования "деловое управление" (4.1) и "связь" (6.8)".
Распоряжение от 12 апреля 2021 г. N 14880 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8" признано утратившим силу.
24 октября 2022 г. Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением N КУВД-001/2022-47465270 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8, предусмотренного Правилами землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ).
Уведомлением от 26 октября 2022 г. N КУВД-001/2022-47465270/1 Управление Росреестра по Москве отказало во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению Департамента от 24 октября 2022 г. N КУВД-001/2022-47465270 в отношении земельного участка на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), указав на то, что сведения, указанные в заявлении на государственный кадастровый учет, не совпадают со сведениями о видах разрешенного использования, содержащихся в ПЗЗ, предусмотренных для территориальной зоны, в которой расположен заявленный объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010005:8.
Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8 в соответствии с распоряжением Департамента от 21 октября 2022 г. N 61219 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ИТР".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что сведения, содержащиеся в заявлении, не соответствуют сведениям о видах разрешенного использования земельного участка, содержащихся в ПЗЗ, предусмотренных для территориальной зоны, в которой расположен заявленный объект недвижимости - земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ИТР" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Департамента не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ИТР" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Департамента принял участие в онлайн-заседании, с доводами кассационной жалобы не согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8.
При этом судами установлено, что основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка является распоряжение Департамента от 21 октября 2022 г. N 61219 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010005:8", изданное во исполнение постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2022 г. по делу N А40-148452/21.
Вид разрешенного использования земельного участка, установленный распоряжением, не противоречит его фактическому использованию.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2023 г. по делу N А40-278781/22-145-2212 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.