г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-203858/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.10.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Морхата П.М.,
судей Зверевой Е.А., Мысака Н.Я.
при участии в судебном заседании:
от ФНС России в лице ИФНС России N 7 по г. Москве представитель Волконский Е.Д. доверенность от 21.06.2023 сроком до 22.11.2023;
от ПАО "ТранскапиталБанк" представитель Добровольская М.В. доверенность от 08.12.2022 N 01-06/1231 сроком до 31.12.2023;
от Смирнова А.Ю. представитель Сидоров М.Н. доверенность от 05.07.2023 сроком до 31.12.2023;
от конкурсного управляющего ООО "Энергоальянс" представитель Попова А.Т. доверенность от 15.05.2023 сроком на один год;
иные лица извещены надлежащим образом, представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице ИФНС России N 7 по г. Москве
на определение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2023 года и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2023 года (N 09АП-40851/2023, N 09АП-42208/2023)
об отказе в удовлетворении заявления представителя участников должника Смирнова А.Ю. и УФНС России по городу Москве о признании недействительным решения собрания кредиторов от 13.07.2022 по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника,
по делу о признании ООО "Энергоальянс" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020 г. ООО "Энергоальянс" (ИНН 7707768294) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден Бреславский Евгений Алексеевич.
02.08.2022 г. в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление представителя участников должника Смирнова А.Ю. о признании недействительным решения собрания кредиторов, принятых от 13.07.2022 г.
03.08.2022 г. в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление УФНС России по городу Москве о признании недействительным решения собрания кредиторов, принятых от 13.07.2022.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2022 г. в одно производство для совместного рассмотрения объединены заявление представителя участников должника Смирнова А.Ю. и заявление УФНС России по городу Москве о признании недействительным решения собрания кредиторов, принятых от 13.07.2022 г.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 19 мая 2023 отказано в удовлетворении заявления представителя участников должника Смирнова А.Ю. и УФНС России по городу Москве о признании недействительным решения собрания кредиторов от 13.07.2022 г.
Не согласившись с принятым определением суда от 19.05.2023, апеллянты обратились с жалобами, в которых просят судебный акт отметить и признать недействительным решения собрания кредиторов ООО "Энергоальянс" от 13.07.2022 по вопросу об утверждении положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО "Энергоальянс".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2023 года определение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2023 года оставлено без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФНС России в лице ИФНС России N 7 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ИФНС России N 7 по г. Москве.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся в деле доказательствам, утверждая, что судами неверно применены нормы материального права в части определения порядка реализации имущества должника, а именно приборов учета и устройств сбора-передачи данных.
Заявитель жалобы обращает внимание на необходимость отнесения указанного имущества к социально значимым объектам, что требует применения к порядку его реализации положений п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве.
Поступившие от ПАО "Транскапиталбанк" и конкурсного управляющего должника Порамоновой Е.Ю. отзывы на кассационную жалобу приобщены к материалам дела, в своих отзывах просят оставить судебные акты без изменения.
Поступившие от участника должника Смирнова А.Ю. письменные пояснения на кассационную жалобу подлежат возврату, так как отсутствуют доказательства направления указанных пояснений заблаговременно в адрес участвующих в деле лиц. Поскольку пояснения представлены в электронном виде, то заявителю посредством почтовой связи не возвращаются.
В судебном заседании представитель ФНС России в лице ИФНС России N 7 по г. Москве и представитель Смирнова А.Ю. доводы кассационной жалобы поддержали, представители ПАО "ТранскапиталБанк" и конкурсного управляющего ООО "Энергоальянс", против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ООО "Энергоальянс" ранее представленное ходатайство о возвращении кассационной жалобы не поддержал, возражал против удовлетворения кассационной жалобы по существу доводов, изложенных в ней.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд округа не направили, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с материалами дела, 13.07.2022 г. состоялось собрание кредиторов ООО "Энергоальянс" с повесткой - утверждение Положения о порядке, сроках и условиях продажи движимого имущества, принадлежащего должнику, не обремененного залогом
Согласно Приложению N 1 к данному Положению предметом продажи являются приборы учета электроэнергии в количестве 19 917 единиц и 470 устройств сбора-передачи данных. Общая стоимость имущества была определена в размере 291 978 500 руб.
Большинством голосов данное Положение было утверждено.
На основании п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.
В обоснование позиции о недействительности указанного собрания кредиторов уполномоченный орган ссылается на то, что объекты, указанные в Положении о порядке продажи имущества, являются социально значимыми, и реализация такого оборудования должна проходить в соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве, в соответствии с п. 4 которой такого рода объекты продаются в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В силу абз. 5 п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве в случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Исходя из пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан.
В соответствии с положениями абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об электроэнергетике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Приборы учета электроэнергии и устройства сбора передачи данных не могут быть отнесены к объектам электросетевого хозяйства в силу отсутствия на то прямого указания в цитируемом законе.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, исходя из буквального толкования Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", приборы учета электроэнергии и устройства сбора передачи данных не могут быть признаны социально значимыми объектами коммунальной инфраструктуры систем жизнеобеспечения, поскольку они являются лишь объектами, производящими расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, а не объектами, непосредственно задействованными в технологическом процессе электроснабжения населения. Объекты не задействованы в работе систем энергоснабжения помещений.
Кроме того, само по себе отсутствие приборов учета электроэнергии и устройств сбора передачи данных не препятствует получению электроэнергии потребителями.
В соответствии с п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве перечень социально значимых объектов является открытым. Критерии, по которым суд оценивает принадлежность объектов к социально значимым, тоже не ограничен.
С учетом фактических обстоятельств дела и исследования представленных в материалы дела доказательств, суды установили, что спорное имущество предназначено для учета потребляемой электроэнергии, при этом отсутствие у потребителей указанных приборов не повлечет ущемление их прав ввиду сохранения у последних возможности осуществления учета электроэнергии в соответствии с правилами п. 179 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (т.е. по замещающей информации).
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно посчитали доводы УФНС России по г. Москве о необходимости утверждения Положения о торгах с учетом правил, установленных в п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве необоснованными.
Кассационный суд отмечает, что согласно информации, размещенной на портале ЕФРСБ повторные электронные торги в форме аукциона с открытой формой представления предложений о цене (сообщ. N 76010091987 в газете "КоммерсантЪ" N 162 от 02.09.2023, стр.242) по продаже имущества ООО "Энергоальянс", назначенные на 14:00 09.10.2023 на электронной площадке ООО "Тендерные Технологии", по адресу в сети Интернет: http://bankrupt.tender.one/ по Лоту N 1 (код торгов 19081) признаны несостоявшимися по причине допуска единственного участника.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Опровержения названных установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств в материалах дела отсутствуют, в связи с чем суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства.
Нарушений или неправильного применения норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или повлекших судебную ошибку, не установлено.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
В соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2023 года по делу N А40-203858/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Морхат П.М. |
Судьи |
Зверева Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, исходя из буквального толкования Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", приборы учета электроэнергии и устройства сбора передачи данных не могут быть признаны социально значимыми объектами коммунальной инфраструктуры систем жизнеобеспечения, поскольку они являются лишь объектами, производящими расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, а не объектами, непосредственно задействованными в технологическом процессе электроснабжения населения. Объекты не задействованы в работе систем энергоснабжения помещений.
...
В соответствии с п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве перечень социально значимых объектов является открытым. Критерии, по которым суд оценивает принадлежность объектов к социально значимым, тоже не ограничен.
С учетом фактических обстоятельств дела и исследования представленных в материалы дела доказательств, суды установили, что спорное имущество предназначено для учета потребляемой электроэнергии, при этом отсутствие у потребителей указанных приборов не повлечет ущемление их прав ввиду сохранения у последних возможности осуществления учета электроэнергии в соответствии с правилами п. 179 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (т.е. по замещающей информации).
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно посчитали доводы УФНС России по г. Москве о необходимости утверждения Положения о торгах с учетом правил, установленных в п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве необоснованными."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2023 г. N Ф05-24290/18 по делу N А40-203858/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
20.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
30.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30305/2024
19.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
03.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18326/2024
26.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30321/2024
11.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
03.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10059/2024
16.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81822/2023
19.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
18.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40851/2023
31.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
12.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-87199/2022
16.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
23.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40585/2022
19.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41336/2022
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
15.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57035/2021
19.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61275/2021
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
09.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44504/2021
01.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24635/2021
14.05.2021 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
23.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51771/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
22.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15380/20
21.02.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203858/18
20.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203858/18
24.01.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203858/18
11.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203858/18
10.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203858/18
18.07.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29691/19
12.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203858/18
29.12.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24290/18
13.12.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59624/18