Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 мая 2007 г. N А48-2510/06-8
(извлечение)
См. также постановление ФАС ЦО от 19 июня 2007 г. N А48-2510/06-8 и определение ФАС ЦО от 14 ноября 2007 г. N А48-2510/06-8
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - В.Г.Г. - представителя (дов. от 20.12.2006 г. N 18/3626 пост.), Д.М.В. - представителя (дов. от 20.12.2006 г. N 18/3637 пост.); от налогового органа - Х.А.А. - специалиста II разряда юридического отдела (дов. от 18.09.2006 г. N 04-30/19068 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2006 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2006 г. по делу N А48-2510/06-8, установил:
Закрытое акционерное общество "О" (далее по тексту - ЗАО "О") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла от 20.03.2006 г. N 65-к в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 80 855 руб. и решения инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках от 16.05.2006 г. N 2018 и об обязании инспекции устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "О" путем зачета НДС в сумме 80 855 руб. в счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 3 квартал 2006 г. (с учетом уточнения предмета заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2006 г. признаны недействительными решение инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла от 20.03.2006 г. N 65-к в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 80 855 руб. и решение инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках от 16.05.2006 г. N 2018.
На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "О" путем зачета взысканных сумм НДС в размере 80 855 руб. в счет предстоящих платежей в федеральный бюджет, причитающихся с ЗАО "О" по уплате единого социального налога.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2006 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленных ЗАО "О" уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за июнь-октябрь 2002 г. инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла приняла решение от 20.03.2006 г. N 65-к о доначислении обществу НДС в сумме 80 855 руб., в том числе по сроку 22.07.2002 г. - 17 847 руб., по сроку 20.08.2002 г. - 20 208 руб., по сроку 20.09.2002 г. - 15 644 руб., по сроку 21.10.2002 г. - 24 271 руб., по сроку 20.11.2002 г. - 2 885 руб., мотивировав его необоснованным заявлением ЗАО "О" налоговых вычетов по НДС по проезду его работников к месту служебной командировки и обратно, поскольку в представленных обществом в подтверждение принятия к вычету сумм НДС проездных документах, счетах, кассовых чеках сумма НДС отдельной строкой не выделена. Кроме того, указанные уточненные налоговые декларации представлены ЗАО "О" по истечении трех лет с момента уплаты по ним налога на добавленную стоимость.
Требованием N 25118 по состоянию на 21.03.2006 г. инспекция предложила обществу уплатить указанную сумму НДС в срок до 31.03.2006 г. Поскольку в добровольном порядке упомянутое требование в установленный срок не было исполнено ЗАО "О", инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла приняла решение от 16.05.2006 г. N 2018 о взыскании указанной суммы за счет денежных средств общества путем направления в банк инкассового поручения от 18.05.2006 г., которым указанная сумма была списана со счета ЗАО "О".
Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доводы сторон по существу спора и приняли обоснованные судебные акты по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также по расходам на наем жилого помещения).
В силу пунктов 6 и 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Таким образом, суммы НДС по командировочным расходам, предъявляемые к вычету, могут подтверждаться не только счетами-фактурами, но и иными документами, а выделение в них отдельной строкой НДС не является обязательным.
С учетом вышеуказанных норм права, суды обоснованно отклонили довод инспекции о неправомерном заявлении обществом в уточненных декларациях по налогу на добавленную стоимость за июнь-октябрь 2002 г. налоговых вычетов по НДС по командировочным расходам его работников со ссылкой на то, что в представленных ЗАО "О" в подтверждение права на применение налоговых вычетов учетных документах (проездных билетов, счетов, кассовых чеков), НДС отдельной строкой не выделен.
Рассматривая довод инспекции о пропуске обществом трехлетнего срока для зачета (возврата) оспариваемых сумм налога на добавленную стоимость, установленного ст. 78, п. 2 ст. 173 НК РФ, суды правомерно признали его состоятельным.
Однако, учитывая, что представленные обществом уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за период июнь-октябрь 2002 г. были приняты инспекцией, содержащиеся в них данные отражены в лицевом счете налогоплательщика согласно записи от 24.12.2005 г., а недоимка по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 г. по сроку уплаты 20.12.2005 г. в сумме 3 385 266 руб., имевшаяся у общества на момент представления указанных налоговых деклараций, частично погашена зачетом, проведенным инспекцией самостоятельно за счет сумм НДС, исчисленных ЗАО "О" к возмещению из бюджета по уточненным налоговым декларациям за июнь-октябрь 2002 г., суды пришли к правильному выводу о том, что доначисление обществу налога на добавленную стоимость в сумме 80 855 руб. противоречит нормам Налогового кодекса РФ, а также не согласуется с действиями налогового органа по отражению в лицевом счете налогоплательщика заявленных к возмещению сумм НДС и проведению им зачета, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, то удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2006 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2006 г. по делу N А48-2510/06-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2007 г. N А48-2510/06-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании