г. Москва |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А40-117646/2023 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Гришиной Т.Ю.
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу
ГБОУ города Москвы "Школа N 158"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 13.11.2023,
в деле по иску ГБОУ города Москвы "Школа N 158" к
ИП Кришталь Е.А.
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГБОУ города Москвы "Школа N 158" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ИП Кришталь Е.А. неосновательного обогащения в размере 183 127 руб. 63 коп.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2023 решение от 28.08.2023 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ГБОУ города Москвы "Школа N 158" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, в связи с чем, просит обжалуемое постановление отменить, решение первой инстанции оставить без изменения.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 55 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 31.08.2020 между истцом и ответчиком заключен Договор N 0873500000820002934-158 на оказание услуг по уборке и содержанию прилегающей территории для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (СМП и СОНО), согласно условиям которого, Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по уборке и содержанию прилегающей территории в объеме, установленном в Техническом задании. Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 2.1 Контракта Цена Контракта составляет 2 455 827 руб. 64 коп.
В силу пункта 4.1 Контракта после завершения оказания услуг, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, Исполнитель письменно уведомляет Заказчика о факте завершения оказания услуг и представляет Заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной Техническим заданием, Акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный Исполнителем, в 2 экземплярах.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Контракта Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта.
Акт о приемке выполненных работ на сумму 2 455 827 руб. 63 коп. подписан сторонами 30.06.2021.
Согласно исковому заявлению, в ходе проведения проверки Службой финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы в результатах работ по Договору, выполненных ответчиком, в части их объема были выявлены отклонения, перерасход бюджетных средств по Контракту составил 183 127 руб. 63 коп., что подтверждается Приложением N 3 к акту проверки Службой финансового контроля Департамента образования и науки г. Москвы от 13.12.2022 N ОВ-13-2022.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, руководствуясь положениями статей 309, 310, 702, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Информационное письмо от 11.01.2000 г. N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования обоснованы, правомерны, документально подтверждены, поскольку ответчиком обязательства по выполнению работ не исполнил, заявленная сумма не возвращена.
Отменяя решение первой инстанции, руководствуясь положениями тех же статей и положений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции указано, что акт проверки Службой финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы не может свидетельствовать о завышении объема работ, поскольку является односторонним, доказательств привлечения ответчика к участию в проверке, проведенной Департаментом образования и науки города Москвы, материалы дела не содержат.
Апелляционный суд указал, что акт проверки не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим завышение стоимости работ по государственному контракту, поскольку заявленные в иске требования основаны на результате проверки целевого и эффективного использования средств бюджета города Москвы, проведенной Департаментом образования и науки города Москвы в отношении истца.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Осуществление бюджетных расходов на оплату результатов подрядных работ, приобретаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые выполнены с отступлением в худшую сторону от задания (проектной документации) заказчика, в том числе по объемам работ, используемым материалам, поставленному оборудованию, нарушает данный принцип.
Согласно статье 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Заказчик обязан осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Диспозиция пункта 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Пункт 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит условие применения этой нормы - "если иное не предусмотрено договором подряда".
В соответствии с пунктом 5.1.5 заказчик вправе ссылаться на недостатки услуг (также выявленные после окончания срока действия контракта), в том числе в части объема и стоимости этих услуг, по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок использования средств бюджета города Москвы.
Доказательств того, что какие-либо возражения, касающиеся указанного пункта договора и прав контрольного органа, ответчиком при заключении договора заявлены не были, соответствующие условия были приняты.
Так, истцом в материалы дела в качестве вышеуказанных положений контракта представлен Акт проверки Службы финансового контроля Департамента образования и науки г. Москвы от 13.12.2022 N ОВ-13-2022, в соответствии с которым, по результатам проверки, выявлены отклонения в части объема оказанных услуг, что является основанием для возврата бюджетных денежных средств, то есть установлено неэффективное использование бюджетных средств.
Исковое заявление по настоящему делу направлено на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов и судебную оценку фактов, содержащихся в акте специализированного компетентного органа контроля, в целях установления в рамках состязательного судебного разбирательства баланса интересов сторон спорных правоотношений, при этом проверка, проведенная контрольным управлением, как было указано выше, соответствует нормам действующего законодательства и условиям договора.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца, касающиеся проведенной проверки и положений контракта, ее предусматривающих, что привело к исключению соответствующего сегмента спорных отношений из сферы судебного контроля: факты, установленные контролирующим органом по использованию бюджетных средств применительно к конкретному договору.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, вместе с тем, не дал оценку Акту проверки Службы финансового контроля Департамента образования и науки г. Москвы от 13.12.2022 N ОВ-13-2022.
Каких-либо выводов относительно соразмерности стоимости работ их объему, обоснованности/экономности (по смыслу законодательства о государственных закупках) стоимости оказанных услуг, соответствия полученных средств согласованным сторонами требованиям к качеству, соответствия оплаты фактически достигнутому качеству, судебный акт первой инстанции также не содержит.
Оставление без судебной оценки фактов, установленных контрольным органом в ходе проверки, которая направлена не на защиту какой-либо стороны контракта, а на защиту публичного интереса в виде рационального использования бюджетных средств, фактически нивелирует в настоящем случае контрольную деятельность в сфере бюджетных правоотношений, правоотношений в области государственных закупок и приводит к игнорированию существенных условий договора.
При этом, такие действия сторон, как подписание соответствующих актов приемки оказанных услуг либо неучастие в проверке одной из сторон и т.п., само по себе, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не может означать, что акт проверки теряет юридическую силу применительно к спорным правоотношениям, поскольку, как было указано выше, возможность последующего контроля была прямо предусмотрена условием контракта, соответственно, каждая из сторон имеет право ссылаться на обстоятельства, указанные в акте контрольного органа, для подтверждения своей правовой позиции по настоящему делу.
Следовательно, факты, установленные в результате проведения контрольным управлением проверки и влияющие на отношения сторон по исполнению государственного контракта, подлежат судебной оценке на основе процессуальных средств, предусмотренных законодательством, в целях правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации (определения от 22.12.2021 N 305-ЭС21-7750, от 20.06.2022 N 305-ЭС22-2014, от 28 ноября 2022 г. N 305-ЭС22-14922).
Учитывая изложенное, выводы судов, признаются судом округа, сделанными при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, с неправильным применением норм материального и процессуального права, в связи с чем, обжалованные по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в полномочия которого входит возможность собирать и оценивать доказательства, а также устанавливать обстоятельства спора.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании неполного исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, устранить вышеуказанные нарушения, установить фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, дать правильную правовую квалификацию правоотношениям сторон, дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, при рассмотрении дела суды приняли оспариваемые судебные акты, не оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к неполному выяснению фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2023 года по делу N А40-117646/2023, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Судья |
Т.Ю. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оставление без судебной оценки фактов, установленных контрольным органом в ходе проверки, которая направлена не на защиту какой-либо стороны контракта, а на защиту публичного интереса в виде рационального использования бюджетных средств, фактически нивелирует в настоящем случае контрольную деятельность в сфере бюджетных правоотношений, правоотношений в области государственных закупок и приводит к игнорированию существенных условий договора.
При этом, такие действия сторон, как подписание соответствующих актов приемки оказанных услуг либо неучастие в проверке одной из сторон и т.п., само по себе, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не может означать, что акт проверки теряет юридическую силу применительно к спорным правоотношениям, поскольку, как было указано выше, возможность последующего контроля была прямо предусмотрена условием контракта, соответственно, каждая из сторон имеет право ссылаться на обстоятельства, указанные в акте контрольного органа, для подтверждения своей правовой позиции по настоящему делу.
Следовательно, факты, установленные в результате проведения контрольным управлением проверки и влияющие на отношения сторон по исполнению государственного контракта, подлежат судебной оценке на основе процессуальных средств, предусмотренных законодательством, в целях правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации (определения от 22.12.2021 N 305-ЭС21-7750, от 20.06.2022 N 305-ЭС22-2014, от 28 ноября 2022 г. N 305-ЭС22-14922)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф05-34738/23 по делу N А40-117646/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56723/2024
26.06.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117646/2023
09.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34738/2023
13.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63585/2023
28.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117646/2023