город Москва |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А40-268095/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кочеткова А.А.,
судей: Горшковой М.П., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от истца - Богомаз Е.О., дов. N 01-05 от 01.01.2024
от ответчика Государственного казенного учреждения города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" - Новиков А.Г., дов. N 27/24 от 09.01.2024, Павлова Е.В., дов. N 26/24 от 09.01.2024
от ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы - Григорьева А.Э., дов. N 01-01-11-29/24 от 09.01.2024
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2023 и постановление
Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023,
по иску Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий"; Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации к Государственному казенному учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий"; Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы о взыскании денежных средств в размере 41 593 340 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, полагая, что они незаконны и необоснованны, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика Государственного казенного учреждения города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, который приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, который приобщен к материалам дела.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец неоднократно обращался к Государственному казенному учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" с письмами от 24 сентября 2020 г. N 194/175/2/329, от 6 ноября 2020 г. N 194/175/3/760, от 18 марта 2021 г. N 194/175/3/1238, от 28 декабря 2021 г. N 194/175/2/8574 с просьбой заключить договор на получение субсидии из бюджета города в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи.
Государственное казенное учреждение города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" отказало истцу в заключении договора, мотивировав тем, что здания общежитий не внесены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Истец ссылался на то, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность по внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации зданий имеющих статус общежитий, а также отсутствует порядок определения способа управления такими зданиями.
Также в письме Государственной жилищной инспекции города Москвы от 18.01.2021 N МЖИ-05-998/21 со ссылкой на ч. 2 ст. 195 ЖК РФ, п. 6 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 указано, что в случае наличия у строения признаков многоквартирного дома, сведения о таком строении подлежат включению в реестр лицензий города Москвы.
Истец отметил, что по отношению к конечным потребителям, он является наймодателем, а также исполнителем коммунальных услуг, поскольку обеспечивает коммунальными ресурсами потребителей, проживающих в общежитиях, а, следовательно, в соответствии со ст. 154 ЖК РФ, начисляет плату за наем, плату за содержание жилого помещения, плату за коммунальные услуги.
На основании изложенного, истец пояснил, что в соответствии с п. 1.3.1 Порядка осуществляет функции по управлению зданиями общежитий и является исполнителем коммунальных услуг.
При произведении начислений за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан истец полагал, что обязан руководствоваться постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" иначе это приведет к ущемлению прав граждан и штрафных санкций со стороны надзорных органов в отношении Учреждения.
Поскольку неполученная субсидия в целях возмещения недополученных доходов является убытком и составляет на 31 августа 2022 года 41 593 340,35 руб., истец обратился с настоящим иском в суд.
Досудебное требование истца, изложенное в претензии, оставлено ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку материалами дела не подтвержден состав убытков.
Кроме того, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, истцом не доказано соответствие требований, предъявляемым действующим законодательством к претендентам на получение субсидии, то есть наличие права на ее получение в спорный период.
При вынесении судебных актов по настоящему делу, суды правильно определили спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с которой согласен суд кассационной инстанции.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем, они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А40-268095/22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При произведении начислений за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан истец полагал, что обязан руководствоваться постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" иначе это приведет к ущемлению прав граждан и штрафных санкций со стороны надзорных органов в отношении Учреждения.
...
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку материалами дела не подтвержден состав убытков."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2024 г. N Ф05-33924/23 по делу N А40-268095/2022