г. Москва |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А40-88746/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 09.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Копейка-Москва": не явился, извещён;
от Управы района Ивановское города Москвы: Антонова Т.В. по доверенности от 27.03.2023, удостоверению;
от Бессонова В.А.: не явился, извещён;
рассмотрев 06.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управы района Ивановское города Москвы
на решение от 28.08.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09.11.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-88746/2023
по заявлению ООО "Копейка-Москва"
к Управе района Ивановское города Москвы,
третье лицо: Бессонов В.А.
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Копейка-Москва" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управе района Ивановское города Москвы (далее - управа) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта, принятого на основании распоряжения от 20.01.2023 N 01-09-2/23 и об обязании управы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бессонов В.А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управа просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управы поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 20.12.2022 общество через МФЦ района Измайлово города Москвы подало в управу заявление N 2335181-2022 о предоставлении компенсации в форме гранта в размере 100 000 руб., эквивалентном сумме штрафа по постановлению Перовского районного суда города Москвы от 12.01.2021 по делу об административном правонарушении N 5-3330/2020, возбужденному управой и оплаченному обществом.
По итогам рассмотрения заявления о предоставлении гранта управа приняла решение об отказе в предоставлении гранта, о чем направила обществу уведомление об отказе в предоставлении единовременной компенсации в форме гранта от 23.01.2023 N ИВ-15-27/23, принятое на основании распоряжения управы N 01-09-2/23 от 20.01.2023.
Согласно уведомлению об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта от 23.01.2023 N ИВ-15-27/23 распоряжением управы N 01-09-2/23 от 20.01.2023 в предоставлении обществу гранта в форме компенсации отказано на основании п. 2.2 Постановления Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - постановление N 921-ПП), в соответствии с которым компенсация не предоставляется иностранным юридическим лицам, российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Постановление N 921 предусматривает возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с п. 2.2 постановления N 921, компенсация не предоставляется иностранным юридическим лицам, российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Порядок предоставления мер поддержки регламентирован совместным приказом от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/пр-95/22/210 "Об утверждении Порядка к предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций".
Положения совместного приказа для целей принятия решений о назначении и выплаты компенсаций не предъявляют каких-либо требований к выгодоприобретателям акционеров заявителя. Приказ предъявляет квалифицированные требования исключительно к владельцам акций в уставном капитале заявителя.
В соответствии с пунктом 9.2 приложения 1 к совместному приказу работник МФЦ при подаче заявления обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа.
Перечень документов, наряду с заявлением, подлежащих предоставлению в уполномоченный орган, для целей предоставления компенсации, перечислен в пунктах 5.1 - 5.8 приложения 1 к совместному приказу. Указанный перечень, согласно тексту приказа (пункт 5.8), носит исчерпывающий характер.
Суды установили, что общество является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации. Информация об участии в уставном (складочном) капитале общества содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Акционерами общества являются ООО "Альтэкс" и ОАО "Торговый дом "Копейка".
ООО "Альтэкс" и ОАО "Торговый дом "Копейка" созданы на территории Российской Федерации, согласно законодательству Российской Федерации, местонахождением названных обществ является Российская Федерация.
Суды указали, что учредителем общества является ОАО "Торговый дом "Копейка" - российское юридическое лицо, местом регистрации которого является Российская Федерация.
Суды установили, что общество при обращении с соответствующим заявлением предоставило полный пакет документов, установленный пунктами 5.1 - 5.8 приложения N 1 к совместному приказу. При приеме документов работник МФЦ проверил их достоверность и соответствие перечню, установленному п. 5 приложения N 1 к совместному приказу, и не выявил отсутствия каких-либо документов.
Оспариваемое уведомление управы об отказе в предоставлении гранта не содержит ссылок на то, что документы, представленные обществом, не соответствуют требованиям, установленным в постановлении N 921.
Суды признали незаконным основанием для отказа обществу в предоставлении компенсации в форме гранта предположения управы о наличии в числе бенефициаров учредителя общества иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действий, не подтверждено какими-либо доказательствами и имеющейся в ЕГРЮЛ информацией,
Суды пришли к выводу, что решение управы об отказе в предоставлении компенсации является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А40-88746/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
...
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф05-34868/23 по делу N А40-88746/2023
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55909/2024
09.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34868/2023
09.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67430/2023
28.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-88746/2023