город Москва |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А41-102515/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федерального агентства лесного хозяйства: Скрипки А.В. (дов. N 138-С от 26.09.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) АО "НПО ИТ": Собольковой А.М. (дов. N 115-2023 от 19.12.2023 г.);
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ППК "Роскадастр": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 08 февраля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "НПО ИТ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2023 г.
по делу N А41-102515/22
по иску Федерального агентства лесного хозяйства
к акционерному обществу "Научно-производственное объединение измерительной техники"
об истребовании земельного участка,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; публично-правовая компания "Роскадастр"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ: в собственности акционерного общества "Научно-производственное объединение измерительной техники" (далее - АО "НПО ИТ", общество, ответчик) находится земельный участок с кадастровым номером 50:07:0040420:7, площадью 487 100 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для специализированного антенного испытательного полигона, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: Московская обл., Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, Волоколамское лесничество, кв. 38, 43 (далее - земельный участок), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержится запись регистрации от 30 ноября 2009 г. N 50-50-07/066/2009-089.
Заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг") от 08 декабря 2022 г. N 1 установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7 с границами земель лесного фонда выделов 6-8, 14, 10, 15, 17, 19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделов 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области, площадь пересечения - 487 438 кв.м.
Границы Волоколамского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11 февраля 2019 г. N 124 "Об установлении границ Волоколамского лесничества в Московской области".
Ссылаясь на то, что вышеуказанный земельный участок незаконно находится в собственности ответчика, поскольку полностью расположен в границах земель лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "НПО ИТ" об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7, расположенного по адресу: Московская обл., Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, Волоколамское лесничество, кв. 38, 43 и о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр").
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2023 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе АО "НПО ИТ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что спорный земельный участок был передан обществу на основании распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 29 декабря 2007 г. N 1322 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение измерительной техники" (с учетом распоряжения от 10 августа 2009 г. N 391 "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Московской области от 29 декабря 2007 г. N 1322 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение измерительной техники") (далее - распоряжение N 1322) и Передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение измерительной техники", утвержденного И.о. руководителя ТУ Росимущества в Московской области от 10 августа 2009 г. (далее - Передаточный акт), и, следовательно, выбыл из владения Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Рослесхоз просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "НПО ИТ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Рослесхоза против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей АО "НПО ИТ" и Рослесхоза, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии с пунктом 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Из пункта 36 указанного Постановления следует, что в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о наличии оснований для истребования из чужого незаконного владения АО "НПО ИТ" в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7, входящего в состав земель лесного фонда (выделов 6-8, 14, 10, 15, 17, 19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделов 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области), в связи с установлением наличия площади пересечения кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7 с границами земель Государственного лесного фонда (площадь пересечения 487 438 кв.м).
Судами установлено, что в соответствии с договором на выполнение обследовательских работ от 21 марта 2012 г. N 1/5/81р-12, заключенного между ОАО "НПО ИТ" и ФГУП "Рослесинфорг", последним были проведены работы по определению координат спорного земельного участка, выносу в натуру участка с закреплением на местности (согласно акту сдачи-приемки выполненных работ, предусмотренные договором работы были выполнены в полном объеме).
По результатам выполненных работ ФГУП "Рослесинфорг" был составлен Отчет о выноске границ участка в Волоколамском лесничестве Московской области, согласно которому земельный участок полностью расположен в границах Волоколамского лесничества Московской области.
К отчету приложено письмо ФГУ "Мособллес" Волоколамский филиал от 21 марта 2012 г. N 139, согласно которому спорный участок входит в состав земель лесного фонда. По материалам лесоустройства 1989 года указанный участок числился как 38 квартал Волоколамского лесничества.
При проведении лесоустроительных работ 2000 - 2001 г.г. на основании Московского управления лесами от 27 сентября 2000 г. N 210 и приказа Министерства природных ресурсов от 13 февраля 2001 г. N 130-п произошла реорганизация лесничеств Волоколамского лесхоза. Были внесены изменения в лесоустроительные документы, квартал 38 Волоколамского лесничества был перенумерован в квартал 44.
Таким образом, с момента предоставления и по настоящее время спорный земельный участок находится в границах Волоколамского лесничества Московской области и входит в состав государственного лесного фонда, а учитывая, что выделы 6-8,14,10,15,17,19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделы 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, право собственности на земли лесного фонда в указанных границах принадлежит Российской Федерации.
Судами также принято во внимание отсутствие в реестровом деле N 50:07:0040120:7 каких-либо документов, свидетельствующие об исключении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе в иные категории земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии оснований для истребования спорного земельного участка, поскольку отвод земельного участка и его последующая постановка на кадастровый учет были осуществлены в соответствии с действующими в тот период нормативными актами, суды указали на то, что исходя из действующих ранее положений законодательства правовых оснований исключения спорного земельного участка из состава земель лесного фонда не имелось.
На основании распоряжения Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 17 марта 1987 г. N 330с, от 27 июля 1987 г. N 677с, от 06 декабря 1988 г. N 1598с предприятию п/я А-3759 был отведен земельный участок общей площадью 49,25 га леса из земель Волоколамского лесокомбината в кварталах 38, 43 Волоколамского лесничества.
В соответствии с действующими на момент предоставления спорного земельного участка Основами лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 июня 1977 г. N 5906-1Х, леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно постановлению Главы администрации Волоколамского района Московской области от 28 декабря 1992 г. N 756 право на земельный участок площадью 48,71 га, расположенный на землях Волоколамского лесокомбината, научно-производственного объединения измерительной техники г. Калининград, Московской области переоформлено на постоянное пользование.
На основании указанного акта было выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования от 06 января 1993 г. серии МО-7 N 537.
Таким образом, с момента получения указанного свидетельства научно-производственное объединение измерительной техники г. Калининград, Московской области осуществляло использование спорного земельного участка на праве бессрочного (постоянного) пользования.
При этом по состоянию на 06 января 1993 г. действовала редакция Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 08 августа 1978 г., статьей 3 которого установлено, что леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии с выпиской ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 50:07:0040420:7 ранее данному объекту недвижимого имущества был присвоен кадастровый номер 50:07:040506:0019.
На основании судебного запроса ППК "Роскадастр" была представлена копия кадастрового дела в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:07:040506:19 (далее - дело КН 50:07:040506:19).
В указанном кадастровом деле содержится кадастровый план земельного участка от 20 декабря 2004 г., согласно которому земельный участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", установленный вид разрешенного использования "для специализированного антенного испытательного полигона" (далее - "земли промышленности"). При этом в графе местоположения земельного участка указано: "Волоколамский район, Волоколамское лесничество, кв. 38. 43".
Аналогичная информация содержится в приложенной к делу Форме 1.1 ЕГРЗ. Государственный реестр земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки", утвержденной Приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Также в деле КН 50:07:040506:19 содержится перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала (не указан) по состоянию на 26 ноября 2004 г., в котором также указано, что спорный земельный участок отнесен к категории "земли промышленности".
Вышеуказанные сведения являются самыми ранними по дате, в которых категория спорного земельного участка определена как "земли промышленности".
На момент формирования кадастрового плана и иных документов (2004 год) действовал Лесной кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 года), согласно статье 19 которого лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ 1997 года отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03 октября 2004 г.) отнесение земель, находящихся в федеральной собственности к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
В деле КН 50:07:040506:19 отсутствуют акты Правительства Российской Федерации, а также иные документы, свидетельствующие об исключении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе его в иные категории земель в соответствии с законодательством, действующим на момент внесения в государственный земельный кадастр сведений о спорном земельном участке.
Судом первой инстанции ставился вопрос о проведении судебной экспертизы с целью проведения анализа карты границ земель с отображением границ лесничеств и лесопарков.
При этом стороны ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявили, в связи с чем дело рассмотрено по имеющимся в материалах дела документам и доказательствам.
Доводы общества о том, что выбытие спорного земельного участка из владения Российской Федерации было осуществлено уполномоченным органом - ТУ Росимущества в Московской области, отклонены судами на основании следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2009 г. N 1184-р, приказом Росимущества от 15 мая 2017 г. N 86, распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 29 декабря 2007 г. N 1322 (в редакции распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 10 августа 2009 г. N 391) ФГУП "НПО ИТ" реорганизовано путем преобразования в ОАО "НПО ИТ".
В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 50:07:0040420:7 право собственности ответчика на спорный земельный участок оформлено на основании распоряжения ТУ Росимущества в Московской области N 1322 и Передаточного акта.
На основании указанных документов ТУ Росимущества в Московской области ответчику был передан спорный земельный участок (пункт 1.1. Приложения 1 к распоряжению ТУ Росимущества в Московской области N 1322, подпункт 3 пункта 1.1 таблицы 1 "Основные средства" Передаточного акта) в рамках процедуры приватизации ФГУП "НПО ИТ".
Вместе с тем, исходя из приведенных выше обстоятельств и норм законодательства, указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Таким образом, приватизация спорного земельного участка была проведена с нарушениями требований законодательства, в связи с чем ответчик не может быть наделен правом собственности на спорный земельный участок в силу закона, поскольку выделы 6-8, 14, 10, 15, 17, 19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделы 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были.
Судами с учетом положений подпункта 5 пункта 2 статьи 14, подпункта 4 пункта 8 статьи 41 и статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также сделаны выводы о наличии оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе общество приводит доводы, которые были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2023 г. по делу N А41-102515/22 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "НПО ИТ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент формирования кадастрового плана и иных документов (2004 год) действовал Лесной кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 года), согласно статье 19 которого лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ 1997 года отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03 октября 2004 г.) отнесение земель, находящихся в федеральной собственности к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
...
Судами с учетом положений подпункта 5 пункта 2 статьи 14, подпункта 4 пункта 8 статьи 41 и статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также сделаны выводы о наличии оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2024 г. N Ф05-313/24 по делу N А41-102515/2022