г. Москва |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А40-42554/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Р.Р. Латыповой, Ю.С. Петропавловской
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Стрейкмане Л.Р. по доверенности от 27.04.2023;
от Управления федеральной антимонопольной службе по г. Москве: Гандалоева А.Х. по доверенности от 29.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТОЛ-СЕРВИС": Николаева Я.В. по доверенности от 01.01.2024,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А40-42554/2023 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению федеральной антимонопольной службе по г. Москве
о признании решения и предписания незаконными
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭКОТОЛ-СЕРВИС"
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по г. Москве (далее - антимонопольный орган, УФАС по г. Москве) о признании незаконными решения и предписания от 16.12.2022 по делу N 077/07/00-18821/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экотол-Сервис" (далее - ООО "Экотол-Сервис").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ООО "Экотол-Сервис" поддержал позицию антимонопольного органа.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, УФАС по г. Москве по результатам рассмотрения жалобы ООО "Экотол-Сервис" на действия ОАО "РЖД" (Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 1767/ОКЭ-ДОСС/22 на право заключения договора на оказание услуг по сервисному обслуживанию экологически чистых туалетных комплексов пассажирских вагонов, самоходного илососа вынесено решение от 16.12.2022 N 077/07/00-18821/2022 о признании жалобы обоснованной, ОАО "РЖД" признано нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). Выдано предписание от 16.12.2022 N 077/07/00-18821/2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Проверяя обоснованность заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с Законом о закупках правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик самостоятельно устанавливает требования к составу заявки претендента и документам, представляемым в составе заявки, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом особенностей закупки, потребностей заказчика, необходимых требований к исполнителю и закупаемым услугам в пределах требований норм антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и положения о закупке.
Согласно пункту 3.6.2 Документации конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Из требований пункта 3.6.5 Документации следует, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 3.6.9 Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям конкурсной документации.
В то же время пунктом 3.6.10 Документации предусмотрено, что Заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.
В соответствии с п. 3.6.4.1 конкурсной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Судами установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 28.11.2022, ООО "Экотол-Сервис" отказано в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 3.6.4.1 документации о закупке в связи с предоставлением информации, не соответствующей действительности, а именно - в составе заявки участника предоставлена недостоверная информация в отношении квалифицированного персонала.
Установив на основании нотариально удостоверенных протоколов допроса, что часть указанных в заявке сотрудников не подписывали представленные в составе заявки согласия на обработку персональных данных, суды пришли к выводу, что заказчик обоснованно признал сведения, указанные в заявке недостоверной информацией.
Согласно пункту 3.4.11 конкурсной документации, ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых на ЭТЗП, за несоответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет лицо, имеющее право действовать от имени участника.
Суды указали на то, что подавая заявку на участие в Конкурсе, ООО "Экотол-Сервис" ознакомилось с условиями документации и согласилось с тем, что результаты рассмотрения заявок будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика.
При этом суды отметили, что представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции, что разъяснено в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018.
Таким образом, суды пришли к выводу, что пресечение со стороны Заказчика недобросовестных действий участников, выразившихся в предоставлении недостоверных сведений для участия в закупке, не могут рассматриваться как нарушение действующего законодательства, поскольку направлены на обеспечение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к другим участникам закупки.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают права заявителя.
Суд округа соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанции не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права, иная оценка обстоятельств не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А40-42554/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали на то, что подавая заявку на участие в Конкурсе, ООО "Экотол-Сервис" ознакомилось с условиями документации и согласилось с тем, что результаты рассмотрения заявок будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика.
При этом суды отметили, что представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции, что разъяснено в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А40-42554/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф05-34439/23 по делу N А40-42554/2023