г. Москва |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А40-93195/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2024 г.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2024 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании: от Департамента городского имущества г. Москвы: Ребельская А.Н. по дов. от 11.12.2023, от Управления Росреестра по г. Москве: Власов Д.Е. по дов. от 15.01.2024,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А40-93195/2023
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 27.01.2023 N КУВД001/2022-46827613/5, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении нежилых помещений
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 27.01.2023 N КУВД-001/2022-46827613/5 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении нежилых помещений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как установлено судом, заявителем проводились работы по разделу нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0006002:2069, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Подмосковная, д. 8 А.
ГБУ МосгорБТИ на основании деклараций об объектах недвижимого имущества заявителя от 02.09.2022 был подготовлен технический план в целях постановки на государственный кадастровый учет помещений, образованных в результате раздела объекта.
С 20.09.2022 заявителем в адрес Управления направлялись заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права города Москвы с приложением технического плана, в отношении нежилых помещений: этаж 0, подвал, пом. II (ком. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11), площадью 84,7 кв. м; этаж 0, подвал, пом. II (ком. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20) площадью 82,3 кв. м; этаж 0, подвал, пом. II (ком. 21, 22) площадью 14,3 кв. м.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 28.11.2022 с приложением, в том числе: деклараций об объектах недвижимого имущества заявителя от 02.09.2022; выписки из Единого государственного реестра недвижимости объекте недвижимости от 10.08.2022.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 01.11.2022 N КУВД-001/2022-46827613/1 и уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации от 05.12.2022 N КУВД-001/2022-46827613/3.
Уведомлением от 27.01.2023 N КУВД-001/2022-46827613/5 Управлением сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Согласно действующим нормам, подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен.
Исходя из смысла пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", признак обособленности помещения является пространственной характеристикой, позволяющей идентифицировать объект недвижимости как часть объема в здании, ограниченного строительными конструкциями, будь то: стены, оконные или дверные проемы, потолок и пол.
В соответствии с позицией, изложенной в Письме Минэкономразвития РФ от 24.02.2014 N Д23и-501 "Относительно признания помещений изолированными или обособленными от других помещений в здании или сооружении", помещение считается обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями.
Из материалов дела судом установлено, что границы помещений обозначены на поэтажном плане и экспликации, что подтверждает соответствие требованиям обособленности помещения.
Таким образом, заявителем были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы, соответствующие требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А40-93195/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уведомлением от 27.01.2023 N КУВД-001/2022-46827613/5 Управлением сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
...
Исходя из смысла пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", признак обособленности помещения является пространственной характеристикой, позволяющей идентифицировать объект недвижимости как часть объема в здании, ограниченного строительными конструкциями, будь то: стены, оконные или дверные проемы, потолок и пол.
В соответствии с позицией, изложенной в Письме Минэкономразвития РФ от 24.02.2014 N Д23и-501 "Относительно признания помещений изолированными или обособленными от других помещений в здании или сооружении", помещение считается обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф05-1339/24 по делу N А40-93195/2023